НАЧАЛО

БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОАЛЬБОМ

КОНТАКТ












 

СТАТЬИ
ЖиТЬ - ЗДоРОВьЮ ВРеДИтЬ!

Bookmark and Share

Эмир Кустурица и его антитабачный проект

МУЗЫКА
Вернуться к перечню статей >>> 16 Июля 2010 года

Эмир Кустурица и группа Non Smoking Orchestra 2010г. Нью-ЙоркНа самом деле, все не так: в группе No Smoking Orchestra известный сербский режиссер играет на гитаре. И ничего больше. Из девяти музыкантов, играющих в стиле, как сами они называют, «умца-умца», Кустурице отведена роль посредственного соло-гитариста. 

Хотя, не за это народ его любит, пусть хоть на балалайке тренькает. Тем более, что он периодически занимает во время концерта место перкуссиониста, поближе к своему сыну Стрибору, который замечательно играет на ударных. 

14 июля, в рамках ежегодного фестиваля искусств в Линкольн Центре, группа Кустурицы (ничего у меня не получается, и я назойливо называю No Smoking Orchestra именем обладателя двух «Золотых пальмовых ветвей» фестиваля в Каннах и командора французского Ордена искусств и литературы) выступила в двухчасовом концерте в зале Avery Fisher Hall. 

Принимали их мощно, с потрясающим, экзальтированным энтузиазмом, несмотря на акустику, которая была удручающе отвратительной. Есть история о том, что едва в 1973 году здание имени Эвери Фишера, внесшего значительный $$$ вклад в строительство, было открыто, его пришлось перестраивать по причине скверной акустики. 

14 июля зал, вмещающий больше 2,100 человек припомнил, видимо, свой неудачный старт почти сорок лет назад, и цыганские обертоны вокалиста Dr.Nelle, одетого в голубой костюм летучей мыши, звучали, как из гигантской полой цистерны. 

Однако, даже это не мешало заряжаться бешеной энергией от сцены, к которой были подключены девять фантасмогоричных музыкантов группы. Они разъезжают по всему миру (кстати, 17 июля – концерт в Юрмале), с ними легко и весело. 

Концерт открылся гимном СССР, в его классической редакции со словами Сергея Михалкова. На Кустурице была майка с портретом Юрия Гагарина в шлеме космонавта. Чтобы никто не мог ошибиться, красовалась подпись: ГАГАРИН. 

Какое это имело отношение к тому, что происходило на сцене и в зале, я не представляю. Разве что, прослеживается актуальная реплика вдогонку к депортированным из Нью-Йорка на прошлой неделе десяти российским шпионам во главе с Анной Чапман, так полюбившейся американскому обывателю за эротическую фотогалерею во всех газетах и слухах о ее сексуально-революционных позах. 

Обмен шпионами – времена Холодной войны – социалистическая Югославия - советский гимн. Возможно, таков понятийный ряд, поскольку гимном СССР концерт еще и закончился. Перед этим голос Левитана объявил о том, что город Берлин пал и война с Гитлером завершена. 

Это после двух часов балагана, карнавала, грохота на счет 4/4, криков и воплей со сцены в зал и обратно. 

Вполне в духе: классического британского шоу Monty Python 1970-х, «Поп-механик» Сергея Курехина середины 1980-х, всяких постперестроичных российских групп 1990-х, вроде «Воплей Видоплясова», какой-нибудь Верки Сердючки в двухтысячных, нью-йоркского «Гоголя Борделло» и молдавского «Здоб Ши Здуб» первой декады нашего, XXI-го. 

Хотя Кустурица и заявляет, мол: «We live in different times and different places» (цитирую по реплике из Playbill), - его так и тянет во времена Тито и Брежнева, соцсоревнований с капиталистическим Западом, Гагарина и «железного занавеса». 

Почему сербу и гитаристу Эмиру Кустурице, единоличному владельцу собственной, полностью построенной из дерева деревни Кюстендорф, не дает покоя упокоившаяся уже лет двадцать назад Советская Империя, ума не приложу. 

Тем более, что в концерте только раз прозвучали несколько тактов из «Подмосковных вечеров», а все остальное было отдано цыганщине, сербо-хорватщине и молдаванщине во всем их трансильванском великолепии, да кабатско-ресторанному «умца» плюс традиционному «жмуру» в варианте разудалого ансамбля, лобающего свадебный репертуар. 

Джо Страмер из легендарной The Clash определил высокое искусство No Smoking Orchestra как "сумасшедшую греко-еврейскую свадебную музыку прошлого… и будущего". http://www.thenosmokingorchestra.com/wsw3/index.php?p=6&ctgx=New%20York%202010#

Нет в группе ни евреев, ни греков. Играют они не на свадьбах, а в престижных залах мировых столиц. Однако я подумал, что не будь Эмира Кустурицы в их составе, кто бы о них знал. 

Вообще, как ноу-хау технология, это может сработать повсюду, с коллегами Кустурицы по киноцеху: тот же Роман Полански мог бы поднять любой девичий рок-состав на звездную высоту, а Никите Михалкову (кто еще родине-истории ценен?) если дать группу «Любэ» - платиновые диски и топ-места в Billboard гарантированы. И пусть Никита Сергеевич только держится за микрофон, а Полански за девичьи коленки – не важно.  

No Smoking Orchestra – это мечта поколения, родившегося в середине подцензурных пятидесятых, о стебе. 

Это ВИА, которые заводят публику с четырех аккордов, и здесь немаловажно, как вообще к этому относиться. Можно расслабиться и получить удовольствие, ибо греческий «сиртаки», венгерско-молдавский «чардаш», еврейский «семь сорок», «эй, да ну, да ну, да ну!» ромалэ – действуют безотказно. Публика в Эвери Фишер неистовствовала, и играй Кустурица хоть с ансамблем цыган из ресторана московской гостиницы «Советская» времен 1970-80-х, эффект был бы тот же, если не больший. 

Так в арт-искусстве все определяет провенанс. Если картина выставлялась в престижнейшем МоМА, предлагалась на вечернем аукционе «Сотби», а если еще и из коллекции Рокфеллера или Гагосяна, то к ее номинальной цене можно легко добавить десятки миллионов долларов. 

Присутствие Кустурицы делает группу No Smoking Orchestra бесценной. Хотя, мы получали удовольствие еще и от ритма, пульсирующей энергии исполнителей, крепко сбитого эстрадного шоу. 

Опять-таки, как к этому относиться. Рядом с нами сидела молодая пара. Они явно пришли на магическое имя популярного режиссера, видимо, не представляя, что собой представляет его группа. И когда весь зал дружно вскочил с кресел, отплясывая и подпрыгивая в такт незатейливому ритму между рядами и в проходах, молодые люди остались сидеть сиднем, уже сцену категорически не видя. 

Так в течение ста двадцати минут наблюдая трясущиеся филейные части поклонников No Smoking Orchestra, они и просидели весь концерт. Ни разу с кресел не поднявшись. Не улыбнувшись, не переговариваясь, не вздрогнув. По-сути, самого Кустурицы со-товарищи и не увидев. 

Необъяснимо: в конце концов, если так не нравится, можно уйти. Но не ушли, досидели до самого последнего аккорда. Затем поднялись и направились по проходу к выходу. 

Трезвые, не обкуренные, без эмоций... 

В одном из интервью, режиссеру задали вопрос: 

- Вы сотрудничали с композитором Гораном Бреговичем, написавшим музыку для большинства ваших фильмов - "Андеграунд", "Аризонская мечта", "Время цыган", но в последнее время отказались от совместной работы. 

Кустурица ответил: «Я не считаю его композитором. Слишком много он "заимствует" у других.» 

Кустурица заимствует у других и в режиссуре, его часто упрекают в «заимствованиях» из Феллини, и не только. А в музыке его ансамбля авторской мелодии нет вообще. Пропитанное неуемным азартом шоу, каких повидал мир немало. Даже в известном замечательном мотиве из «Жизнь как чудо», прослеживается почерк Нино Рота (о, Феллини!). 

Но то, что позволено Кустурице и его товарищам, не позволено Бреговичу и прочим. 

Сегодня «брэнд» значительно важнее собственно творческой значимости. 

И в арте, и в музыке, и в кино, и в любом мясо-бакалейном отделе. Это не плохо и не хорошо. Это факт, с простотой и наличием которого нельзя не считаться в храме современной культуры, тем более таком знаковом, как Линкольн Центр. 

Кустурица во время шоу был спокоен, незаметен, казалось, излишне скромен. 

Мне нравятся его фильмы, мне нравится его присутствие на сцене и его сумасшедшая группа. Кого-то это может отталкивать, что естественно. Мой приятель после концерта заявил, что за такое шоу он набил бы Кустурице морду. 

«Взгляд, конечно, варварский...», но когда No Smoking Orchestra и ее главный герой на сцене, зал встает. 

Так же, как вставал в иные времена, услышав первые такты советского гимна. Как-то отец Никиты Михалкова сказал одному из своих оппонентов, который упрекал великого «гимнюка» в коньюктуре: «Нравятся вам мои слова к гимну или нет, но когда вы их слышите, вы ведь встаете?» 

Когда концерт закончился, присутствующие продолжали стоять в ожидании еще одного выхода группы на бис. Но стояли они уже под звуки советского гимна.  

Интересно, знает ли Кустурица об этой фразе Михалкова-старшего?

Фото с концерта > > > 

<<<назад



Имя: Alexandra A SviridovДата: 29.07.2010
Мне переслали твой отклик на Кустурицу
знаю ответ на твое непонимание про гимн -
он приехал на фестиваль,но - тут же состоялась всеамериканская премьера фильма Фаревелл - где он играет советского кгбэшника, выдавшего западу 400 высоких агентов...

Имя: E-mail:
Сообщение:
Антиспам 3+4 =


Виртуальная тусовка для творческих людей: художников, артистов, писателей, ученых и для просто замечательных людей. Добро пожаловать!     


© Copyright 2007 - 2011 by Gennady Katsov.
ВИДЕО
АУДИО
ВСЕМ СПАСИБО!
Add this page to your favorites.