НАЧАЛО

БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОАЛЬБОМ

КОНТАКТ












 

СТАТЬИ
ЖиТЬ - ЗДоРОВьЮ ВРеДИтЬ!

Bookmark and Share

Музей Фрика

(The Frick Collection)
ПРОГУЛКИ ПО НЬЮ-ЙОРКУ
Вернуться к перечню статей >>>

Музей ФрикаНа углу 70-й улицы и Пятой Авеню, открывая так называемую "Музейную милю" (на протяжении мили на Пятой авеню расположены 9 музеев, между 82-й и 109-й улицами), находится одно иэ уникальных сооружений Нью-Йорка - музей-коллекция питтсбургского сталелитейного магната Генри Фрика. Здание было построено в 1914 году архитекторами Каррере и Гастингсом, авторами многих проектов в Манхэттене, включая Публичную библиотеку на 42-й улице и Пятой авеню.
Первоначально особняк Фрика не планировался как музей. Миллионер спокойно жил в нем с чадами и домочадцами, встречая гостей по одежке, а провожая, естественно, по уму.
Судьбу особняка решила страсть его хозяина к коллекционированию. Фрик начал собирать произведения выдающихся мастеров живописи с 1885 года и уже не мог избавиться от этой напасти до самой своей смерти, наступившей в 1919 году.
Начав с покупки французских художников "барбизонской школы", Фрик в дальнейшем переходит к коллекционированию работ старых мастеров Испании, Голландии и фламандской школы. Эти картины и составляют ядро коллекции.
В 1935 году пятнадцать комнат особняка семья Фрика отдает под музей, но картины остались висеть на стенах точно в том же порядке, как и при жизни их владельца. То есть никакой хронологии, никакого пиетета к иерархии в мировом искусстве. Вcе здесь решали вкус и воля хозяина, все так и осталось нетронутым после его смерти.
В отличие от России, где после 1917 года особняки богатых и знаменитых экспроприировались в пользу победившего пролетариата, в XIX-XX веках в США, после смерти миллионеров их дома, прочая недвижимость и коллекции были отданы, по доброй воле их хозяев, американскому народу. В Нью-Йорке примеров тому тьма: Карнеги, Рокфеллеры, Гугенхейм, Вандербильдты...
Пройдемся по особяку, раз уж мы гуляем по Пятой авеню. У входа вас встречает шедевр Вермеера. Работы английских портретистов XVIII века Гейнсборо и Рейнольдса развешены в столовой. XVIII век торжествует и в «комнате Буше»: многие вещи здесь были выполнены по заказу маркизы Помпадур, фаворитки французского короля Людовика XV. Картины «Буше» можно найти и в Восточном вестибюле - четыре небольших аллегорических сюжета в духе сентиментализма.
Очевидно, фаворитки Людовика XV не давали Фрику покоя: в зале, по соседству с залом Буше, - одиннадцать картин Фрагонара. Их заказала художнику еще одна фаворитка французского короля - мадам Дюбарри. Прекрасный Констебль вывешен в библиотеке. Здесь же можно впечатлиться бронзовыми работами эпохи Возрождения, китайским фарфором и английской мебелью эпохи королевы Анны - этот стиль популярен и в США.
Тициан, Гольбейн, Эль Греко - в гостиной. Вообще, в коллекции Фрика имеет смысл рассматривать произведения живописи вкупе с интерьером - давайте не забывать, что мы гуляем по частному дому. Так, в гостиной вся мебель выполнена в мастерской знаменитого французского мастера Буля, работавшего по заказам двора Людовика XIV.
Среди несомненных шедевров - Рембрандт в Западном зале, шедевры в Комнате эмалей (Ван Эйк, Пьетро делла Франческа, редчайшие лиможские эмали), Гойя, Ван Дейк, Давид, Дега, Рейсдаль в Восточном зале, серия Фрагонара "Развитие любви", картина Вермеера Дельфтского «Офицер и улыбающаяся девушка», «Зимний пейзаж» Клода Моне.
В центре Овальной комнаты, которая появилась в 1935 году в период превращения особняка в музей, можно полюбоваться «Дианой-охотницей» Гудона.
Устав от обилия шедевров, отдохните у внутреннего фонтана в Зимнем саду, рассматривая прозрачный стеклянный потолок, но не теряя из виду бронзового ангела в центре фонтана - на левом ангельском крыле стоит дата: 1475 год.
Опять-таки, мебель. Даже в коридоре есть чем впечатлиться - секретер и комод сделаны по заказу Марии Антуанетты, а часы 1767 года показывают точное время до сих пор.
Иными словами, посетив этот музей можно ощутить, каково жить рядом с картинами Рембрандта, Гойи, Дега и Веласкеса. А если не хватит смелости представить себя хозяином - вообразите, что вы пришли к Генри Фрику в гости. Так вот, запросто, не созвонившись по телефону заранее.
А поскольку хозяина не оказалось, в особняке можно хорошо провести время даже в его отсутствие. При этом, разбираетесь вы в искусстве или не очень, никакой роли не играет. Вам все равно в гостях у Фрика понравится.

Геннадий Кацов
Журнал СОВА №24 (40)  14 - 20 июня 2000

<<<назад




Имя: E-mail:
Сообщение:
Антиспам 1+3 =


Виртуальная тусовка для творческих людей: художников, артистов, писателей, ученых и для просто замечательных людей. Добро пожаловать!     


© Copyright 2007 - 2011 by Gennady Katsov.
ВИДЕО
АУДИО
ВСЕМ СПАСИБО!
Add this page to your favorites.