НАЧАЛО

БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОАЛЬБОМ

КОНТАКТ












 

ИНТЕРВЬЮ
ЖиТЬ - ЗДоРОВьЮ ВРеДИтЬ!

Bookmark and Share

Пробуждая в человеке эмоции.

Интервью с Ларисой Удовиченко.
КИНО
Вернуться к перечню статей >>> 02 Сентября 2002 года

Лариса УдовиченкоРодилась в Вене (Австрия). Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1976, мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой). В 1976-1993 — актриса Театра-студии киноактера.
Народная артистка РСФСР.
Снималась в фильмах: Счастливый Кукушкин (1971), Дочки-матери (1974), Горожане (1975), Красное и черное (1976), Трын-трава (1976), Всегда со мной (1976), Летучая мышь (1979), Место встречи изменить нельзя (1979), Валентина (1981), Женатый холостяк (1983), Мэри Поппинс, до свидания! (1983), Валентин и Валентина (1985), Зимняя вишня (1985), Самая обаятельная и привлекательная (1985) и многих других.


Лариса Удовиченко уже не первый раз в США. Несколько недель назад в театре «Миллениум» с аншлагом прошел спектакль «Кто последний за любовью?» В этой антрепризе Лариса Удовиченко блестяще сыграла в паре со Станиславом Садальским.

- Лариса, передо мной список фильмов, в которых вы снимались. Здесь больше 80 картин!

- Да, примерно так, если считать и большие, и малые роли. Но имеет смысл считать все, поскольку любая эпизодическая роль - часть жизни.

- Тем не менее, фильм «Место встречи изменить нельзя» сыграл в вашей жизни, вероятно, огромную роль, да и персонаж Манька-Облигация был в нем не эпизодическим. Я представляю, как часто вам задают этот вопрос в интервью,но все же: расскажите о своем участии в этом фильме. Для многих этот фильм стал культовым и, несмотря на то, что снят он в 1979 году, он популярен и сегодня.

- Да, «Место встречи…» стал бестселлером, тем более, он есть на видеокассетах. То, что у фильма такая популярность – это, во многом, благодаря участию Владимира Высоцкого. Я думаю, зрители всех поколений, и даже молодежь, которая смотрит этот фильм на кассетах в иммиграции и в России, смотрят его из интереса к творчеству Высоцкого. Прежде всего, они знают его как барда, а потом уже как актера кино. Что сказать о моем участии в фильме? Никогда не знаешь заранее, что получится. Когда начинаешь работать над любой ролью, неизвестен результат, и ты работаешь, пытаясь сделать максимально. Поэтому от того, что картина вдруг удалась и утратила какую-то временную принадлежность – это от меня лишь в малой степени зависело.

- Я хочу вас поправить: не только картина удалась, но и ваша роль удалась. Интересно, кто был к этой роли прототипом?

- Ну, какие прототипы?! Мне было 20 лет. Кстати, вначале режиссер фильма Станислав Говорухин предложил мне роль миллиционера Синичкиной. Я прочитала сценарий и мне эта роль показалась пресной и скучной. Я попросила Говорухина, чтобы он дал мне возможность сыграть роль Маньки-Облигации. «Ты что, с ума сошла! – сказал Говорухин. - Посмотри на свою внешность. Ты такая милая, наивная девушка – какая из тебя проститутка?!» Говорухин даже не дал мне пробоваться, с этим я и уехала восвояси. Он пробовал каких-то других актрис, а потом вдруг я получаю телеграмму: «Вы утверждены».
Скажу честно: поначалу я страшно перепугалась. Это ведь такое доверие… Впоследствие я его спросила: «Станислав Сергеевич, почему вы решили меня взять?» Он ответил: «Я подумал, что если ты так хочешь, значит у тебя должно получиться.»
Начался процесс репетиций. Когда есть совпадение хорошего сценарного материала (замечательная книга братьев Вайнеров «Эра милосердия»), прекрасные партнеры Конкин и Высоцкий, да еще умный режиссер – какие тут нужны прототипы. Я бросилась, как в омут головой и не понимала, что делаю: я шла от своих партнеров. Они меня вели, а я за ними следовала.

- Если говорить об актерах в этом фильме, то совсем недавно Александру Белявскому исполнилось семьдесят лет. В фильме он играет белогвардейца, негодяя Фокса, хотя самым главным негодяем и бандитом, мне кажется, был все-таки Армен Джигарханян, исполнитель роли главаря банды.

- Да, он был «Горбатый», очень неприятный тип.

- Итак, если говорить об актерах, то ведь и Высоцкому, будь он сегодня жив, исполнилось бы 62 года. Каков он был на киноплощадке?

- Замечательный партнер и человек. Внимательный, доброжелательный.

- Говорят, Высоцкий в последние годы его жизни был вспыльчивым.


- Я этого не заметила. Наоборот, он был очень спокоен и уверен в себе. Он был внимателен ко всем людям, которые с ним работали, начиная от помощника режиссера до костюмера. Для каждого у него находилось теплое слово и какая-то шутка. Этакого бунтаря, рубахи-парня, такой страстной натуры, какая прорывается сквозь его песни, я не почувствовала. Это существовало внутри него, потому и выливалось в слова и песни.

- Фильм был снят за год до его кончины. Судя по воспоминаниям современников, именно в последние годы у Высоцкого наблюдали вспышки и нервные срывы…

- Я не знаю, ведь я не была настолько близко с ним знакома. Я не была его подружкой, мы встречались с ним только на съемочной площадке. Мне кажется, эти истории – неправда. Он был спокоен,он был женат, у него была счастливая жизнь и работа. Он уезжал и записывал свои песни за границей. Высоцкий, мне кажется, не выглядел угнетенным. Его, кстати, любили власть придержащие. Они не могли это выражать внешне, но ведь его приглашали петь на какие-то закрытые концерты. Талант – это такая вещь, которая не имеет ни границ, ни каких-то ограничений.

- А не были ли вы подавлены тем, что играете рядом с Высоцким? Все-таки, всесоюзная слава, всенародная популярность.

- Нет, конечно. Любой талантливый человек никогда тебя «не задавит». Талантливые люди так себя не ведут. Бездари будут тебя унижать, на тебя наступать, рассказывать про то, каким успехом они пользуются. А за талантливых людей говорит их популярность, любовь и внимание к ним зрителей.

- Я как раз имел в виду вашу, так сказать, невольную робость перед Высоцким. Все-таки, вам 20 лет, а Высоцкий и годами побогаче будет, да и слава его в те годы была в самом зените.

- Да нет, робости перед ним у меня не было. Я еще раз могу сказать: чем человек талантливей, тем он проще. Не нужно талантливому человеку показывать фотографии с президентом или с какими-то известными личностями. Наоборот, тем самым ты себя как-то принижаешь. Когда я снималась в своей первой картине, еще будучи студенткой, у Сергея Герасимова в фильме «Дочки-матери», моего отца играл Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он был таким мягким, тихим, приходил на репетиции в каком-то растянутом свитере, как мне казалось, в мятых неотглаженных брюках и стоптаных туфлях… Я смотрела на все это со стороны и думала: «Боже мой?! Он ведь Смоктуновский, великий! Он должен ходить в смокинге, бабочке и лаковых штиблетах.» Я не понимала, что именно потому, что он – великий Смоктуновский, он приходит на репетиции в том, в чем ему удобно: чтобы одежда не стесняла, не тянула куда-то в сторону. Я теперь это понимаю, хотя люблю одеваться, слежу за модой, за новинками фирм, которые мне нравятся. Но, опять-таки, меня не смущает в чем я одета, если это не прием, не светский раут. Я хожу в чем мне удобно, уютно.

- В США лет 15 назад была выпущена книга «Класс» Фассела. В ней он делит американское общество на 11 классов: от самого нижнего, деклассированного, до самого верхнего. Так вот, Фассел отмечает, что люди высшего класса уже не думаю, во что они одеваются и какой марки у них машина. Им все равно. Это люди, чаще всего, «голубых кровей», с большими, идущими от поколений, деньгами. Им уже ничего и никому доказывать не надо. Главное для них – внутренняя уверенность.

- Об этом, как говорят в Америке, и мой «спич».

- Лариса, в интернете я нашел на сайте, посвященном вам, информацию о том, что вы – Заслуженная артистка. Насколько я знаю, вы – Народная артистка России и сайт имеет смысл обновить.

- Не думаю, что сегодня это имеет какое-то значение. Разве что, разница есть для родителей, которые выросли при другом, тоталитарном, режиме и в другой стране. Им было бы приятно знать о том, что я - Народная артистка, но поскольку они уже давно лежат в могиле, то мне даже некого порадовать этим званием. Сейчас это звание уже дается не разнорядкой сверху, не за «правильные» роли, типа Секретаря райкома или за роль Брежнева, а твоими же коллегами. И если они выбирают тебя среди других – это приятно, потому что это самая главная оценка. Хочешь не хочешь, но существует творческая зависть. Кто-то доброжелательно относится, а кто-то думает: «Ну, черт подери, почему она, а не я! Почему ей так повезло, а не мне?»

- Раз мы заговорили о родителях, хотелось бы узнать, как так получилось, что вы родились в Вене?


- Мой отец был военный врач и в те годы наши войска стояли в Вене какое-то время. Я там родилась. А мама моя – питерская дама, они познакомились во время Блокады и отец, как в кино, спас маму от голодной смерти, поскольку родственники погибли во время Блокады. После войны папа вернулся в Питер и забрал мою матушку. А вообще она - несостоявшаяся актриса, так как мой отец был военным врачом, они колесили по всей стране и она не смогла реализовать свои способности. Мама была рада, когда я стала мечтать об этой профессии. Она думала, что ее несостоявшаяся судьба может реализоваться в ее дочери.

- Родители успели застать ваш актерский триумф?

- Нет. Матушка умерла в 1975, отец - в 1981 году. На отца «Место встречи изменить нельзя» не произвело особого впечатления. Большее внимание привлекла моя роль в «Летучей мыши». Они росли на опереттах и тогда эта оперетта Штрауса получила признание. Ему нравился этот фильм.

- Несколько слов о семье Ларисы Удовиченко?

- Я разведена, у меня растет дочка. Ей 14 лет.

- Она станет актрисой?


- Не знаю. Пока ей удаются точные науки. Она занимается музыкой, учит иностранные языки. Через три года она заканчивает школу.

- Лариса, мы говорили о том, что раньше в кинематографе СССР для получения званий и премий было достаточно сняться в идеологически правильной роли. Сегодня ситуация изменилась и признание актеры получают на фестивалях, то есть общепризнанным путем. Но ведь для того, чтобы предложить себя на фестивале, нужно сняться у талантливого режиссера. Недостаточно быть хорошей актрисой – надло еще и сняться в хорошем фильме. А ведь с этим сейчас в России трудности?

- Трудности в российском кинематографе давно известны. Но снимаются все же и хорошие работы. Я снялась в картине, она еще не вышла на экраны и ее, наверно, готовят к фестивалю. Это фильм Петра Ефимовича Тодоровского «Жизнь забавами полна». Непростая роль была в этой картине. Я играла калеку, хромоножку, которую не любит муж. Мне нравится менять амплуа.

- Итак, фильм для кинофестиваля есть. В каком же российском фестивале вы бы хотели, чтобы он принял участие?


- Есть несколько фестивалей. Во-первых, «Кинотавр», который живет уже больше 10 лет. Во-вторых, наша премия «Ника» российской Академии. «Нике» исполнилось 15 лет и мы шутим, что эта премия – аналог «Оскара». Тем не менее, когда свои коллеги решают, кто лучше – это важнее, чем зрительские симпатии. Когда свои профессионалы-«доброжелатели» тебя разбирают по косточкам и говорят, что ты достоин – это очень важно. На «Нике» я уже была номинирована в картине того же Петра Тодоровского «Какая чудная игра».

- Мне почему-то сейчас вспомнилась ваша роль в фильме «Мери Поппинс, до свидания!». Этот фильм и ваша роль в нем несут много позитивной энергии. А насколько оптимистка Лариса Удовиченко в жизни?

- Внутри себя я совершенный пессимист, хотя, общаясь с людьми, я пытаюсь их заводить на радость. Но когда я остаюсь одна, или когда остаюсь с людьми, которым доверяю, то я, наверное, непростой человек. Я грустный человек.

- Не расстраивайтесь, грустных людей немало, хотя не всегда они так откровенно об этом говорят. Какую же грустые люди предпочитают одежду и парфюмерию? Вы уже намекнули, что эти имеют для вас значение.

- Я люблю классику, классический костюм. Люблю стиль «Эскада», романтику «Валентино», «Кошарель». Иной раз мне хочется все поменять, стать резко спортивной, распущенной, «мятой-сжатой», если говорить о молодежной моде. Я это покупаю, но все-таки не ношу и чувствую себя неудобно и неуютно. А что касается парфюмерии, то я люблю «Шисейдо». До этого у меня был «Кристиан Диор».

- И, в заключение, несколько слов о том, как прошел в «Миллениуме» ваш спектакль?


- Очень хорошо. Зрителям понравилось, женщины плакали. Этот спектакль задевает такие нервы в женской душе, что каждый видит: это могло произойти и с тобой. Нам было приятно, что много зрителей пришли после спектакля закулисы, с глазами, мокрыми от слез. Благодарили, целовали… Это самое большое счастье, когда ты пробуждаешь в человеке эмоции.


Побеседовал Геннадий Кацов

<<<назад




Имя: E-mail:
Сообщение:
Антиспам 7+7 =


Виртуальная тусовка для творческих людей: художников, артистов, писателей, ученых и для просто замечательных людей. Добро пожаловать!     


© Copyright 2007 - 2011 by Gennady Katsov.
ВИДЕО
АУДИО
ВСЕМ СПАСИБО!
Add this page to your favorites.