"Путеводитель" TV - журнал для чтенияГазета "7 Дней" (Чикаго), 21 - 27 июня 2002 года | СТАТЬИ О ГЕННАДИИ КАЦОВЕ. Хвалебные | |
Вернуться к перечню статей >>> |
С давних, еще «союзовских» времен, телепрограммка была необходимым недорогим приложением к основной подписке на периодические издания. Рассматривалась она как вещь удобная в быту, не более того. Позже, в нашей иммиграционной жизни, во времена единоприсутствия русско-американского телевидения WMNВ выходил журнал «От и До». Редактировала его Елена Алексеева. Там, наряду с программой ТВ, делались попытки анонсировать наиболее интересные передачи и фильмы, появлялись отдельные статьи о любимых артистах, присутствовала реклама. Занимало все это около 40 страниц. Обложка была хоть и цветная, но невысокого полиграфического качества. Насколько я помню, одно время журнал даже редактировал талантливый журналист Владимир Надеин, но, вместе с банкротством \ММNВ, исчезло и это издание.
Создание "Russian TV Guide" относится ко времени прихода в США канала «НТВ-Интернэшнл». Редактором выступила Наталья Белая.
Новая «тТеленеделя» первоначально мало чем отличалась от своей предшественницы. Она захватила переходный период, когда WMNВ, RТN и новое НТВ еще боролись за свое существование, но с точки зрения именно журнала (содержание, полиграфия) не привнесла на первом этапе ничего существенно нового.
О РОЛИ ЛИЧНОСТИ НЕ ТОЛЬКО В ИСТОРИИ
Так же, как и в истории, в средствах массовой информации личность играет первостепенную роль. Приведу несколько примеров из разных областей: печати, радио, телевидения. Естественно, обращусь, в первую очередь, к каноническим именам: «Новый мир» АлександраТвардовского, «Юность» Валентина Катаева, даже Александр Чаковский и «Литературная газета» или Алексей Аджубей и «Известия». Речь в данном случае идет не о политической направленности, а о роли личности главного редактора в определенном издании, сделавшего его широко читаемым и обладающим высоким рейтингом. Из более поздних — Егор Яковлев и «Московские новости», Артем Боровик — «Совершенно секретно», и другие.
Еще проще обстоят дела с телевизионными программами. За каждой любимой и популярной передачей читается имя ведущего: Владимир Познер, Владимир Ворошилов, Александр Масляков, Леонид Парфенов, Влад Листьев, Александр Любимов, Юрий Сенкевич, Эльдар Рязанов, Виктор Мережко, Виктор Шендерович, Евгений Киселев, Николай Сванидзе, Андрей Максимов, Владимир Соловьев... Всех не назовешь! Аналогичная история на радио. Вспомним, к примеру, Севу Каплана. Это уже в «Pусской Америке». За примерами далеко ходить не приходится. Как до последнего времени называли по имени ведущей старейшее радио Чикаго? Вот именно!
Конечно, с личностями в русскоязычных СМИ США довольно сложно. Среднепроходящего, дежурного, с сероватым оттенком значительно больше, чем талантливого, но «такова се-ля-ви»!
Для большей наглядности достаточно посмотреть на оба канала русско-американского телевидения. Из прошлого вспоминаются имена Ивана Менджерицкого, Владимира Надеина, Владимира Звягина, Дмитрия Полетаева. Сейчас единственная оставшаяся фигура — Юрий Ростов. Он перемещается с канала на канал и из передачи в передачу. Только начали привыкать к «Сегодня в мире», как его заменили на «Сегодня в России». Ю. Ростова «понизили» на шестичасовую передачу «Сегодня в Америке». А кто рядом, кто еще? Марина Левинсон также перемещена на дневные выпуски новостей.
Все остальное время на НТВ Интернэшнл занимают мексиканские сериалы трехлетней давности и российские детективы, давно имеющиеся в прокате на кассетах.
Кто и где отыскал абсолютно бездарный сериал «Клубничка»?! Может быть, молодежи и интересна программа "За стеклом-3. Теперь ты в армии!» Но большинство моих знакомых выключают в момент этой трансляции телевизоры. Тут абсолютно резонен вопрос: а когда вообще его включать?! Не лучше обстоят дела и на WMNB-RTN. Думаю, на телевидении не совсем оправдана теория «замены качества количеством». Таких новостных ведущих, как Т. Миткова, М. Осокин, Т. Сорокина, А. Шарапова, Ю. Ростов, достойно не заменит ни «трио», ни целый хор...
Сам Марк Голуб наверняка хороший бизнесмен, родоначальник вещания на русском языке в США, раввин, добрый человек, духовный наставник... Наверное, он понимает, что «звезд» нет, и старается «тянуть одеяло на себя». Но, к сожалению, надо констатировать, что Марк Голуб — не «эфирный человек»(!)
Чаще других в программах WMNВ-RTN встречается имя Ген¬надия Кацова. Как минимум, два раза в сутки он выходит в эфир. Его программа называется «Ни дня без строчки». О том, как талантливый журналист воплощает на практике этот девиз, и пойдет дальнейший разговор.
ФЕНОМЕН ГЕННАДИЯ КАЦОВА
Впервые я увидел этого невысокого, лысеющего человека в программе Д. Полетаева «Добрый вечер, Америка!» Телегид появлялся с портфельчиком (а-ля Михаил Жванецкий) в различных исторических местах Нью-Йорка и рассказывал зрителям «мифы», в которых переплелись "история с географией". Знаю также, что одно время он издавал газету и в качестве редактора присутствовал на «круглых столах» телевидения WMNВ. Правда, газету вскоре закрыли, как и телевидение WМNВ, о чем вы знаете.
Еще один ключевой эпизод произошел с радио. Заключался он в том, что Дэвид Моро «увел» всех ведущих программ с радио WMNВ на новую станцию «Надежда». Вещание радио WMNВ было на грани срыва. К счастью, туда пригласили Г. Кацова, и он спас положение!
Все вышеизложенные факты характеризуют обсуждаемый объект как хорошего организатора, известного в русской диаспоре человека и способного журналиста. Приглашение Геннадия Кацова в качестве главного редактора журнала "Russian TV Guide" было, как показало время, абсолютно оправданным решением.
ЖУРНАЛ НАДО ПРИДУМАТЬ И СУМЕТЬ ИЗДАТЬ
За сравнительно недолгое время пребывания в Америке мне удалось познакомиться с большим количеством журналов. Упомяну лишь некоторые. Толстый литературно-исторический «Новый журнал», выходящий с 1942 года. Основал его писатель Марк Алданов. Сейчас он распространяется по подписке в университетские библиотеки. В год появляется 4 тома по 330 страниц в каждом.
С 1975 года выходит журнал «Время и мы». Его основатель и главный редактор — журналист «Литературной газеты» Виктор Перельман. Это издание распространяется в США, Израиле, Франции и России. Там печатались В. Аксенов, Ю. Дружников, Б. Хазанов и другие писатели русского зарубежья и России.
Журнал «Слово - Word» — русско-американское издание. В подзаголовке значится: «Литература, искусство, общественные проблемы». В нем печатались Иосиф Бродский, Петр Вайль, Александр Генис, Соломон Волков, Мирон Рейдель, Михаил Эпштейн и другие. Журнал издается Центром культуры иммигрантов из бывшего Советского Союза.
Серьезный русско-американский журнал «Вестник».
Все эти издания рассчитаны на определенный круг читателей и специалистов.
А были ли попытки создания журнала для широкой читательской аудитории? Безусловно! Иван Менджерицкий выпускал «Русскую Америку» примерно год и закончил дело под давлением финансовых проблем.
Весьма поучительна история «Королевского журнала». Он просуществовал два года (24 номера), пока присутствовала мощная спонсорская поддержка. Художественным оформлением занимался Михаил Шемякин. В редакционную коллегию входили Вячеслав Зайцев, Илья Резник, Рустам Ибрагимбеков, Ирина Роднина. Журнал имел 100-120 страниц, был прекрасно оформлен с полиграфической и дизайнерской точки зрения. Содержание — рассказы об известных творческих людях, звездах театра, кино и эстрады, выдающихся спортсменах, политических деятелях, выставках, спектаклях. Это был интересный светский журнал. И, несмотря на это, тоже «канул в Лету».
Издание журнала — трудное в творческом и финансовом плане мероприятие. Отдельные попытки можно наблюдать и сейчас, но занимаются этим, как правило, не профессионалы. Отсюда — то набор красивых рекламных картинок без какого-либо продуманного содержания, то одностороннее увлечение узкопрофессиональной тематикой. Интересна в данном контексте история журнала «Телепорт». Он начал выходить почти одновременно с "Russian TV Guide", базируясь на программах канала НТВ Интернэшнл. Просуществовал недолго...
НОВОЕ ЛИЦО ЖУРНАЛА
Тем приятнее мне сегодня писать о "Russian TV Guide", выпустившем уже 126 номеров!
Прежде всего, журнал изменился внешне. Глянцевая обложка придает ему определенную нарядность. Совершенно точно найдена и тема каждого номера. Открывают журнал фотографии приезжающих в США на гастроли «звезд» эстрады и театра. Последние номера — Александр Малинин, Анна Резникова, Ирина Аллегрова, Илья Олейников и Юрий Стоянов... В каждом номере присутствует "Письмо редактора" Геннадия Кацова.
Сейчас многие используют этот прием. То обращение к зрителям расположено в начале газеты или журнала, то в конце. Суть не в этом! Важно, чтобы в словах редактора, издателя звучала, прежде всего, определенная мысль, раскрываемая в последующих материалах номера, информационная суть, а не было лишь продемонстрировано «фото лица» с последующим перечислением статей (для этого существует оглавление, содержание, и тому подобное).
Вторая отличительная особенность "Russian TV Guide" в том, что он не «служит» определенному каналу. Поэтому воедино собраны программы всех вещательных СМИ: НТВ, НТВ Плюс, WMNB-RTN, RTV-PHILA (Филадельфия), СRN-ТV (Лос-Анджелес), а также радио¬программы: радио "Надежда», «Наш голос», радио RTN, "Новый век», «Еврейское радио». Несложно заметить, что Чикаго полностью отсутствует. Происходит это потому, что на радиоканалах нет постоянной сетки вещания, а часовое телевидение не производит ничего собственного, кроме рекламы.
Однако вернемся к «Теленеделе» ("Russian TV Guide").
Большинство русскоязычных СМИ в Америке стремится быть русско-американскими. Думаю, "Russian TV Guide" внес свой вклад в данный вопрос. Несколько страниц в журнале посвящается письмам телезрителей и радиослушателей из всех регионов и городов США, высказывающим свои мнения о происходящих в мире событиях, телепередачах, перепетиях с русско-американскими каналами. Зрители и слушатели — читатели журнала — «задействованы» в определении «лиц года», т.е. наиболее интересных журналистов, теле- и радиоведущих, продюсеров, и т.д. Жаль, что в конкурсе участвуют лишь нью-йоркские имена! Большой интерес представляют интервью с приезжающими на гастроли артистами театра, кино и эстрады, с телеведущими, деятелями культуры и искусства, живущими в США и России. Особая страничка — блиц-анкета «От первого лица», которую заполняют известные деятели СМИ.
Широко представлены очерки о ведущих популярных российских телепередач и актерах, сыгравших в известных телесериалах и фильмах.
Ряд материалов связан с киноретроспективой. Вспоминаются такие имена, как Т. Окуневская, Л. Орлова, Л. Целиковская, О. Стриженов, Ф. Раневская, и многие другие.
Особое место уделяется анонсированию выходящих на экраны США американских фильмов, рассказам о «звездах Голливуда», лауреатам «Оскара» и других престижных премий.
Умелое сочетание материалов — основная заслуга главного редактора. Только баланс русских и американских тем, интересных читателю, и делает издание русско-американским.
НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО НОМЕРА
В руках у меня очередной — 24-й (125) — номер журнала за 10-16 июня 2002 года. Рассмотрим его подробно, чтобы общие положения подтвердить конкретикой.
Наталья Белая рассказывает о телерепортере Александре Лахмане, постоянно присутствующем на многих интересных мероприятиях Большого Нью-Йорка. Из беседы становится известно, что по образованию Лахман — актер, окончил «Щуку», а по Москонцер-ту я знал его и как режиссера эстрадных представлений. В рубрике «Театральная афиша» представлена программа «Городок», чьи гастроли проходят в Америке. Лично я с большим уважением отношусь к этим мастерам юмористического жанра.
Рядом — расписание концертов Александра Малинина, шоу Игоря Кио. Опубликованы отголоски гастролей Тимура Шаова.
Далее следуют голливудские байки о Лайзе Минелли, оскаровских лауреатах-мужчинах, Сильвестре Сталлоне, ставшем в 55 лет в пятый раз отцом, Дженнифер Лав Хьюит, Джонни Депп и других. Представляются фильмы, показываемые на канале "Lifetime Movie Network" и дублированные на русский язык: "Голубая луна», «Возвращение домой», «Похищение Кари Свенсон», «Пойти вновь», «Убийство девушек», «Непристойность», и другие. Из общемировых событий внимание уделяется успеху Оксаны Федоровой на конкурсе «Мисс Вселенная», Каннскому фестивалю — 2002 и музыкальному конкурсу «Евровидение-2002», на котором победу одержала певица из Латвии Мария Наумова.
Две страницы отведены прощанию с замечательным актером театра и кино Виталием Соломиным. Обсуждается вопрос: вернется ли Наталья Гундарева на сцену.
Читателей знакомят с передачами популярных телеведущих Виктора Топаплера и Владимира Соловьева, сообщают о том, что Юлия Бордовских ушла с ТВ-6 и вернулась на НТВ.
Елена Каманина публикует материал «Тайна Анджелики». Это повесть о Мишель Мерсье. И, наконец, постоянная страничка Геннадия Кацова «Мифы Нью-Йорка». Добавлю к этому, что, как и положено в классическом американском варианте, 30% площади журнала отдано рекламе.
А теперь — к выводам.
В заключение хочу сказать, что журнал не выказывает больших претензий, и в этом скрыт определенный пиаровский ход. Вроде бы программка передач ТВ и радио, а смотри, как интересно! Все покупают! Издание широко расходится по «Pусской Америке». Стоимость невелика: от 20 до 40 центов. Зато рекламодатели «стоят в очереди»! Журнал интересен для русскоязычных слушателей, зрителей, читателей. Никаких «глобальных проблем», все доступно и понятно. Таким, наверное, и должен быть журнал «для массового чтения». Телевидение, сериалы, кино, «звездная жизнь», некоторые закулисные истории, легкие интервью, юмор, анекдоты, кроссворд. Чтобы придумать такое «легкое чтиво», нужен большой опыт и умение главного редактора, четкое знание аудитории, на которую работаешь, ее вкусов и пристрастий в подавляющей массе своей.
Виктор Рохлин
Газета "7 Дней" (Чикаго), 21 - 27 июня 2002 года
<<<назад