Денис Мацуев родился в 1975 г. в Иркутске в семье музыкантов. В 1993 г. на первом конкурсе, в котором он принимает участие, - Международном конкурсе пианистов в Йоханнесбурге - завоёвывает 1-ю премию. Триумф Мацуева - 1998 г., 1-я премия на ХI Международном конкурсе им. Чайковского. В 20 лет получил статус солиста Московской государственной филармонии. Даёт 150 концертов за сезон, выступая на самых престижных сценах мира.
Любопытно, что сам музыкант к значению сольного концерта в
Карнеги Холле подходит с иронией. Он недавно выступал в одной из программ на русско-американском телеканале RTN/WMNB, и там я от него услышал, что концерт в Карнеги Холле – легкая прогулка по сравнению с концертом в Большом зале московской консерватории. Мол, завоевать российского слушателя – это выматывающая, тяжелая битва. Из чего я сделал вывод, что в Карнеги Холле Мацуеву будут рады и так.
Его называют современным Владимиром Горовцем, Королем королей пианистов. Я где-то читал, что перед оккупацией Франции Горовиц давал гастроли в Париже и в зал вызвали жандармов. Только они смогли утихомирить публику: меломаны в экстазе вырывали подлокотники из кресел.
На концерте Мацуева стояла пронзительная тишина. Зал ловил каждый звук, пассаж, вздрагивал на острых стокатто. Посмотрите хронику прошлых лет: так слушали Рихтера, Гилельса, Когана, Ойстраха. Вероятно, так играли Шопен, Шуберт, Лист, Рахманинов.
Я как-то запомнил, без особой на то необходимости, витиеватую фразу из одного окололитературного произведения: «Скрывался в обманчивом пиано, проникая звуком под кожу, и взрывался, уходя в стокатто, чтобы затем снова откатиться нежной волной». Зачем самому придумывать, если до тебя уже написали. Да, пусть не шедевр, но лучшее, как известно, враг хорошего.
Мы с супругой заняли места в партере, слева от сцены. Мацуев сидел к нам спиной, при этом отлично были видны руки. Говорят, у великого пианиста должна быть великая, в смысле крупная, пятерня. Расхожее представление, не имеющее видимого отношения к реальности: у Рахманинова были огромные руки, у Рихтера - малюсенькая ручка. Денис, если оценивать в этом смысле, где-то между Рахманиновым и Рихтером.
Он одиноко, маршевым шагом вышел на пустую сцену. В центре стоял черный Steinway.
Музыкант сел за рояль и замер. Примерно, на минуту. Зрители еще прокашливались. Рядом с нами мальчик мял конфетную обертку, моя соседка никак не могла разобраться с собственной шубой. Внезапно все застыли в креслах. По первому звуку рояля.
Кстати, к публике придраться было не за что: на удивление дружно оказались выключеными мобильные телефоны, так что в дальнейшем ни один рингтон не потревожил коллективного уха.
В первом отделении – «Времена года» Чайковского. Вообще, с Чайковского можно начинать в Карнеги Холл любой фортепианный концерт. В 1891 году Петр Ильич дирижировал Нью-Йоркским симфоническим оркестром на открытии Карнеги Холла, так что здесь – и дань уважения к гению-композитору, и почтение к гениальному по своей аккустике и биографии месту.
Мои заметки не музыковедческие, так что оценку игре Мацуева даст арт-секция «Нью-Йорк Таймс» (пока еще статьи не нашел, надеюсь увидеть в завтрашнем выпуске). Могу только сказать, что Денис Мацуев – великий музыкант, на его концерт я шел в предвкушении праздника. И праздник состоялся.
Второе отделение: Рахманинов и Мусоргский. Два этюда, прелюдия и фуга Рахманинова и «Картинки с выставки» Мусоргского.
Интересно: внук Рахманинова, познакомившись с Мацуевым в Париже, доверил ему исполнение двух ранних произведений своего деда-композитора - фугу и сюиту, которые Сергей Васильевич написал во время своей учебы в Московской консерватории. Мацуев был первым исполнителем, и я могу предположить, что прозвучавшая в Карнеги Холле фуга и есть та, подаренная ему в Париже.
Здесь же, в Карнеги Холле, в этом же большом зале (есть еще малый) я слушал в исполнении Мацуева Третий концерт Рахманинова. Тогда, года три назад, Мацуев играл с симфоническим оркестром, имени которого не вспомню.
Третий концерт Рахманинова играют многие. А на конкурсе им.Чайковского едва ли не каждый. Так, как сыграл Третий концерт Денис Мацуев мне запомнилось на всю жизнь. Дело не в том, что все было исполнено чисто и в сумасшедшем темпе, а в той интеллектуальной, эмоциональной отдаче, которая исходит от этого молодого человека.
Считается, что у него спортивный, виртуозный и напористый стиль игры. Инструменты ему поставляет одна известная японская фирма и все они с усиленной декой. Как-то на парижском концерте Мацуев исполнял Седьмую сонату Прокофьева и у рояла надломилась ножка.
Буря и натиск в прямом смысле и в переносном. Мощь образов, создаваемых Мацуевым, особенно раскрылась в «Картинках с выставки». Я почему-то слушал и сравнивал с любимым мною лет тридцать назад одноименным альбомом супергруппы «Эмерсон, Лейк энд Палмер». Что-то было в манере исполнения Мацуева от симфороковой концепции ELP, от взрывного напряжения ритм-секции, низких басов, высоких тремоло в верхних октавах.
Как у мушкетеров: «Один – за всех!» Один и за Эмерсона, и за Лейка, и за Палмера. И конечно, за Мусоргского.
Четыре раза сыграл на бис Денис Мацуев. Публика не отпускала. Завершающая «В пещере горного короля» Грига, с классическим маршем троллей, была так импровизационно, в джазовой манере исполнена, что зал взвыл от восторга.
Денис откланялся. Покинул сцену. Боковая дверь за ним закрылась.
Концерт окончен.
Со своей стороны, я должен признаться, что немало сделал для мирового признания Дениса Мацуева. Говорю это без ложной скромности. Суть в том, что лет пять-шесть назад ньюйоркский виолончелист Борислав Струлев познакомил нас в известном манхэттенском месте «Русская водочная».
Мацуева в Нью-Йорке, практически, тогда никто не знал. Его фамилия мало что говорила мне и моему приятелю Гене Шабшису, с которым мы сидели в тот вечер за столиком. Струлев пожелал к нам присоединиться по части распития этилосодержащих напитков, Денис же скромно присел, от спиртного отказавшись.
О чем-то говорили, что-то пили и закусывали.
Уже на выходе Струлев пожелал стать между двух Ген и загадал желание. Гены не сопротивлялись. Затем меж нами встал высокий Мацуев и желание заволокло радужную оболочку его глаз мигом.
Как теперь понятно, желание сбылось, мировое признание не замедлило себя ждать, а нам, простым смертным, это весьма приятно, тем более, что ничего не стоило. Разве что, расплатились в «Водочной» по счету.
Все билеты на прошедший концерт Мацуева были распроданы. Мы приобрели их почти за два месяца до 21 февраля, памятуя, как не смогли попасть 5-6 декабря 2009 года на фестиваль Crescendo в Центре Барышникова. Фестиваль устраивал и в нем принимал участие Денис Мацуев.
Остается привести любимый анекдот Дениса, который отыскал в каком-то интервью с ним на Интернете: «Вор-карманник выходит с концерта пианиста и говорит: «Боже мой! Какие руки! Какие пальцы! И такой фигнёй занимается!