Музей Гуггенхейма(Guggenheim Museum) | ПРОГУЛКИ ПО НЬЮ-ЙОРКУ | |
Вернуться к перечню статей >>> |
Если вы уже побывали в Метрополитен Музее и впечатлились историей искусств со времен Древнего Египта до наших дней, не торопитесь с гордо поднятой головой покидать Пятую Авеню. Здесь, на расстоянии одной мили (она так и называется – «музейная миля»), расположились сразу несколько музеев: Музей «Коллекция Фрика», Музей Уитни, Национальная Академия Дизайна, Музей Купера-Хьюитта, Еврейский Музей, Музей Истории Нью-Йорка – и две жемчужины в коллекции городских музеев: Метрополитен Музей и Музей Гуггенхейма.
Последний выделим особо. Он и выглядит столь необычно, что вряд ли его можно пропустить: четыре спирали образуют винтообразный купол, прочно установленный на овальном цокольном первом этаже, плавно огибающем здание по периметру.
Зрелище настолько завораживающее, что вопрос «заходить или не заходить?» - даже не возникает.
Вероятно, это одна из причин, почему Музей Гуггенхейма (1071 Fifth Avenue) занимает второе место по посещаемости после Метропо-литен Музея.
Семья Гуггенхейм приехала в Америку в 1848 году из Швейцарии. Как и Фрик, и Дейл Карнеги (к слову будь сказано о Карнеги-Холле), Гуггенхейм заработал деньги в США, став промышленником. Перед Первой Мировой войной Соломону ударила блажь в голову и мульти-миллионер начал интересоваться искусством.
Но тем, что музей Гуггенхейма появился на свет (в 1959 году), мы обязаны не столько бизнесмену и промышленнику, сколько, прежде всего, художнице фон Эйренвайзен. Именно ей в 1927 году Гуггенхейм заказал свой портрет, после чего художница ввела баснословно богатого Соломона в мир современного искусства.
Гуггенхейм стал посещать аукционы, художественные выставки и вернисажи, начав коллекцию с покупки работ таких мастеров XX века как Леже, Кандинский, Пикассо, Шагал...
Коллекция пополнялась новыми картинами, практически , ежедневно. В 1943 году Соломон Гуггенхейм заказывает известнейшему архитектору Франку Ллойд Райту подготовить проект современного художественного музея. И Райт создал шедевр, аналогов которому не
знала мировая архитектура.
Дело здесь не только во внешнем облике. Музейные залы были спроектированы с таким расчетом, чтобы картины в них смотрелись, словно в мастерской художника. При путешествии с этажа на этаж у вас не меняется ракурс обзора: вы все время стоите как-будто перед мольбертом.
В настоящее время коллекция Музея Гуггенхейма насчитывает более шести тысяч картин, скульптур, графических работ – от импрессионистов до наших дней. Имена мастеров в этой коллекции говорят сами за себя: Ван Гог, Гоген, Ренуар, Сезаанн, Модильяни, все самые известные художники XX века.
На лифте можно подняться в верхние залы музея и уже оттуда спускаться осматривая экспозицию музея. Давайте и мы пробежимся, что называется «галопом», по основным музейным достопримечательностям.
Экспозиция музея развивается по спирали, продиктованной замыслом архитектора. На четвертом «витке» выставлен Василий Кандинский. В музее около 180 работ великого абстракциониста и это, пожалуй, одно из крупнейших собраний работ Кандинского в мире.
На третьем этаже выставлены импрессионисты и постимпрессионисты – Ван Гог, Ренуар, Гоген, Сезанн, Модильяни, Анри Руссо...
Как видите, у Гугенхейма был прекрасный советчик в лице художницы-портретистки и отменный вкус. По качеству и представительству, собрание французский художников XX века – одно из самых впечатляющих среди мировых музеев. Крупнейшие мастера XX века представлены в музее: Пикассо, Брак, Леже, Шагал, Делоне, Мондриан.
Особенно хорош Пикассо. Его в музее столько, что поклонники замечательного Пабло могут туда ежедневно ходить и молиться на гениального мастера. Помню, лет семь назад, еще до реконструкции музея (19994 год), после которой музей стал выглядеть помпезно, я спускался по одному из «витков», не уставая наблюдать картины Пикассо в самые разные периоды его жизни: розовый, голубой, кубизм... Замечательно! Я был осведомлен, что Пикассо - чрезвычайно плодовитый художник, но никогда не предполагал, что в Гуггенхейме так много выставлено его «икры». Позади меня короткими перебежками двигался молодой американец. Наблюдая одного Пикассо за другим, он в конце концов громко и со вздохом сказал: « Oh, fucking famous!» Мне показалось, что любители живописи, находящиеся в радиусе метров двадцати пяти, его поняли.
Короче говоря, «Пикассов» Гуггенхейм напокупал, будто сахара и муки на случай военного кризиса. Кстати, в случае с тем же Кандинским или Клее (в музее представлено более 70 полотен, акварелей и рисунков этого художника) у меня претензий не и я предпочел бы этих художников огромному количеству экспонируемых картин популярного испанца. Но у нас с кураторами музея, очевидно, если вкусы и похожи, то не по части Пикассо.
Нельзя не отметить, что музей богат и полотнами современных крупнейших американских художников, хотя с музеем американского искусства Уитни не сравнить.
В 1976 году музей Гуггенхейма получает в дар собрание живописи конца 19 – начала 20 века Тайнхайзера. Это собрание представлено на втором этаже.
Музей Гуггенхейма стал предметом гордости нью-йоркцев. И только попутешествовав по спиралям внутренних помещений и осмотрев шедевр Райта снаружи, вы поймете почему.
P.S. В Сохо по адресу Бродвей 575 находится филиал музей Гуггунхейма, в котором выставляются работы и инсталляции с применением самых последних видео- и компьютерных технологий современных художников. А главное здание на Пятой Авеню работает со среды по воскресенье с 11 утра , во вторник с 7:45 утра, выходной – понедельник. По пятницам, с 6 вечера , в музее Гуггенхейма проходят джазовые вечера.
Геннадий Кацов
Журнал СОВА №31(37) 24 - 30 Мая 2000
<<<назад