День Поминовения, как День Очищения Грехов | РАЗМЫШЛЕНИЯ ВСЛУХ | |
Вернуться к перечню статей >>> | 29 Мая 2010 года |
Накануне Memorial Day – национального Дня Поминовения, который отмечается в США каждый год в последний понедельник мая, по телевидению показывают военно-исторические программы. Это не удивительно, поскольку в предстоящий понедельник страна вспомнит обо всех погибших во всех войнах, которые вели США начиная с Войны за независимость.
Телеканал History предлагает тематические сериалы, посвященные Гражданской войне в США и Первой Мировой, трагедии Холокоста во Вторую Мировую, фильмы о Корейской и Вьетнамской войнах. И, чтобы список не потерял актуальность, о военных кампаниях последнего времени – Афганская и Иракская, начиная с войны в Персидском заливе 1991 года.
Вся эта впечатляющая телепанорама наводит на мысль о конце света, ибо ретроспективно картины из прошедшей жизни всплывают пред взором каждого, кто покидает этот мир. По сложившемуся в культуре, да и в науке представлению, самые яркие фрагменты в исторической судьбе человека возвращаются в конце его земного бытия объемными кадрами киноленты, слева и справа, как в 3D формате.
После чего – свет в конце тунеля. Вернее, свет в Кинозале. Лоснящийся от яркого белого света экран.
Ни звука, ни единой тени. Слепящий экран, за которым - оглушающая тьма.
«Кина нема».
Finitа la comedia. Жди теперь реинкарнации и надейся, что в следующей жизни повезет больше.
Собственно, другой истории, кроме истории войн, человечество и не знает. И если «сон разума порождает чудовищ», то в финальном предсмертном фрагменте чудовища проходят перед нами последним парадом.
Конечно, не накликать бы, оттого и начинаешь верить в то, что реального мира не существует, а все есть сон: сон во сне, сон во сне.
Сон во сне.
Дурная бесконечность, состоящая из борьбы амбиций за власть, массового истребления себе подобных и предчувствий смертного часа.
Фатумного Армагедона.
Судя по нынешним настроениям, человечество нацелено на самоуничтожение.
В воскресном выпуске USA Today, на обложке – схема достижений американской военной машины. Каждая страна может похвастать тем же, с большей или меньшей степенью приближения, равно как и каждая цивилизация (по роковым таблицам шпенглеровского «Заката Европы»).
Итак, Афганская кампания длится ровно 104 месяца, опередив войну во Вьетнаме (103) и оставив далеко позади Иракскую военную кампанию (86). То, что мы получили в Афганистане, ни в какое сравнение не идет с обеими мировыми войнами и с Гражданской войной 1861-1865 годов.
Но и это – пустяки, поскольку USA Today, в полном согласии с торжествующей в обществе политкорректностью, ни слова не говорит о войне с мусульманским миром, которой уже, в последней истории, лет под пятьдесят. И уж точно под сорок: в середине 1970-х Усамой бин Ладеном и его радикально мыслящими подельниками, был окончательно прописан план создания Всемирного Халифата, по которому к 2050 году под зеленым флагом должна мирно сосуществовать сотня стран, живущих по законам Шариата.
Так что, вспоминая в День поминовения погибших на полях сражений, я бы добавил к мартирологу и расстреляных израильских спортсменов на Мюнхенской Олимпиаде 1972 года, и подростков, взорванных в тель-авивском «Дельфинарии», и сотни погибших в терактах против американских посольств в Кении и Танзании, и россиян, задохнувшихся в душном театральном зале на Дубровке, и расстрелянных детей в школе в Беслане, и три тысячи американцев, уничтоженных 11 сентября 2001 года...
Видимо, все худшее еще впереди, как намекал дельфийский оракул. Сегодняшняя проблема очевидно шире так называемой Войны Религий, или Войны Востока с Западом, или, как ее, пользуясь эвфемизмами, называют «противоречиями в ценностных установках двух Цивилизаций».
Это война эволюционная, в которой кто-то в очередной раз должен погибнуть.
Если коротко, то нынешняя Третья мировая – это действительно война ценностных достижений. Для Запада главным достижением является роль Единицы в политической и прочих сегментах общества.
Единица есть один голос, таков закон демократии. Ценность единицы необычайно велика в самых разных смыслах и понятиях. За голос единиц борятся политики, в случае гибели единицы – велики финансовые компенсации, ибо в цивилизованном мире смерть трех тысяч человек 11 сентября – не статистика, а невосполнимая потеря жизней, граждан, избирателей, налогоплательщиков и членов семей.
Семьям погибших 11 сентября 2001 года была выплачена компенсация, в среднем, 1,6 миллиона долларов, а родственникам 200 тысяч погибших от цунами в Индийском океане 2005 года не досталось ничего.
Единица – ценностная категоря в развитых государствах, и она близка к нулю при режимах тоталитарных, коих среди мусульманских стран подавляющее большинство.
Человек Разумный, но Конкретный не имеет в этих странах ни цивилизованных прав, ни голоса. Пять раз в день совершающий намаз обыватель за подозрение в краже лишится руки; за обвинение в гомосексуализме его повесят, а за подозрение в измене - ее забьют камнями. Мусульманский суд суров и по своему справедлив, поскольку не единичная судьба для него важна, а поголовное запугивание всей человеческой массы.
Сегодня масса и выступает против Единицы. Масса, не ведающая о правах, но зазубрившая обязанности, широким фронтом поднялась против единиц, ставящих во главу угла Конституцию и понятие о праве, заложенное в общественное западное сознание еще Юстинианом в знаменитом Corpus iuris civilis.
Вещество, если хотите, борется с Вещью. Хрестоматийное «поэт и толпа». Тысячелетиями наблюдаемое эволюционное единство и борьба противоположностей, когда коллектив выступает против своей части. Когда частное оспаривает свои права перед коллективным.
А последнее - есть один на всех непреложный закон подчинения и наказаний, есть общие религиозные правила, устновки, догмы и традиции, по которым «наши люди в булочную на машине не ездят».
Этот закон по своему трактует понятия свободы и частной собственности, прав и гарантий. И он выступает антиподом демократическим канонам, с которыми и готов вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Выдвигая на передний план исламо-фашистов и прочих религиозных, делегированных фанатичной массой радикалов.
Остается надеяться: пока единица в результате побеждала. Из массы кристаллов появилась единичная жизнь, из органического вещества выпестовался разум, а на смену первобытному коллективном разуму на каком-то этапе пришел интеллект осознавшего себя единицей члена этого коллектива.
В канун Дня Поминовения хочется верить в победу Единиц. Ретроспектива войн и сражений должна бы очистить душу и дать грядущему надежду. Так сны к нам не приходят – они уходят от нас. Мозг освобождается он накопленных за день впечатлений, введя их в сновидения, обращая ночными ужасами и полуночными кошмарами.
Без этой процедуры – сновидения – живое не сможет просуществовать и нескольких дней. Так компьютер, забитый информацией, если его периодически не очищать, поначалу медленно работает, а затем отказывается функционировать вообще.
Вот только один вопрос у меня по поводу сновидений, которые, как известно, ничего никогда хорошего не обещают: откуда, с какой стороны свет проникает в наши сны? Я не помню ни разу, проснувшись и еще сохраняя обрывочные воспоминания об увиденном, где находился источник света и был ли он вообще.
Или образы под закрытыми веками освещались изнутри?
Если это так, то, не отрицая общего во сне свечения, можно сказать, что вошедшие к нам персонажи сновидения не случайны. Они нам необходимы, высвечены расслабленным сознанием ради какой-то цели.
Можно предположить, что в большинстве случаев, цель одна – от увиденного избавиться.
Освободиться, свободы ради.
Ницше говорил, что во сне человек создает второй реальный мир. Юнг утверждал, что сны вовсе не отражение наших желаний и потребностей, - они являются отражением самого человека, позволяя порой найти решение проблем. И если жизнь, пусть не полностью, но в каких-то ее проявлениях есть сон, то в этом реальном мире, не важно каком по счету, всякое сновидение служит намеком на решение проблем.
Оно и есть путь. В переложении на условный мир телепрограмм, военная тема в День Поминовения указывает на возможность очищения. Свободы ради.
В 1915 году, вдохновленная стихотворением «В полях Фландрии», одна из создателей ритуала ко Дню Поминовения в его современной трактовке Моина Михаель ответила своим собственным стихотворением:
Мы вспоминаем красные маки,
В полях – это доблести знаки,
Будто кричат небесам о крови
Героев, что вечно будут живы.
Вероятно, герои будут живы вечно. В этом – победа единицы в обществе, ориентированном на ценности иудео-христианской культуры.
Вопрос, сколько проживет при ежеминутно увеличивающемся количестве павших героев само человечество.
Оттого «минута молчания» длится весь день 31 мая - День Поминовения.
Чем не День Очищения Грехов?
Геннадий Кацов
<<<назад