С Л О В О С Ф Е Р А
поэтические посвящения произведениям изобразительного искусства
ДМИТРИЕВ Николай (1955-2004)- организатор концертов, фестивалей и гастролей, продюсер компакт-дисков, музыкальный критик, журналист, редактор, ведущий теле- и радиопередач, лектор, деятель новомузыкального движения.
С начала восьмидесятых годов активно участвует в художественной жизни Москвы. Организует концерты и небольшие фестивали нового джаза в клубах и Домах культуры. Читает лекции о традиционной и современной музыке в самых разных аудиториях.
В 1984 году опубликовал свою первую газетную музыкальную статью. С тех пор написано и опубликовано более 150 статей в различных газетах и журналах, как в России, так и за рубежом. Среди них публикации в Японии, Австрии, Швейцарии, Дании и Германии (Jazzthetik Magazine). С 1986 по 1989 гг. был соредактором самиздатского новоджазового журнала "Дело". С 1988 по 1992 гг. - одним из редакторов журнала Советской Джазовой Федерации "Джаз".
С середины восьмидесятых организует концерты и фестивали во многих российских городах, таких как Волгоград, Екатеринбург, Смоленск, Красноярск, Вологда и некоторых других. С начала девяностых - куратор музыкальных проектов Центра Современного Искусства в Москве.
В конце восьмидесятых - начале девяностых годов объездил всю страну с лекциями о старой и новой музыке, чуть позже стал читать лекции о российской музыке в таких культурных центрах, как Токио, Осака, Саппоро, Стокгольм, Гамбург, Кельн, Амстердам и Оксфорд. Читал курсы лекций о теории и истории музыки в нескольких московских ВУЗах. В 1994-95 годах читал курс лекций о новой музыке в Объединенных Художественных Мастерских. С 1998 по 2000 гг. читал курс "Истории музыкальных коммуникаций" в Российском институте социальных коммуникаций. Трижды (в 1988, 1992 и 1997 гг.) выступал с докладами о новом джазе и импровизационной музыке на теоретических конференциях и симпозиумах.
С начала девяностых годов сотрудничает с радио и телевидением. Автор многих радиопередач и нескольких телефильмов о новом джазе. Сделал несколько радиопередач о российской музыке для шведского и австрийского радио и радио ВВС (Лондон). В 1991 году был одним из постоянных ведущих регулярной телепередачи российского ТВ "Джаз Тайм". В 1993 - 1994 гг. сотрудничал с "Программой А".
С 1992 года активно занимается организацией гастрольных туров российских и зарубежных музыкантов. Постоянно работает с лучшими авангардными и этническими музыкантами России и неоднократно сотрудничал с такими музыкантами, как Терри Райли, Дживан Гаспарян, Алим Касимов, Петер Ковальд, Вернер Люди, Петер Бретцман, Фил Минтон, Дрор Файлер, Владимир Миллер, Джим Менезис, Нэд Ротенберг, Саинхо, Кен Хайдер, Хайнц-Эрих Гедеке, Кешаван Маслак, Отомо Йошихиде, Казутоки Умедзу и многими другими.
В 1993 году способствовал восстановлению "Оркестра Московских Композиторов" с участием звезд российского нового джаза и зарубежных гостей-музыкантов, организовал в 1994 и 1995 гг. гастроли оркестра в Германии, Италии и Швейцарии, а в 1996 - 1998 гг. выступления на престижных фестивалях в Лондоне, Берлине, Вене и Тампере и был сопродюсером компакт-дисков "Короли и Капуста", "Итальянское Любовное Приключение" и "Пусть Поремский Мечтает" (Leo Records) и продюсером компакт-дисков "Жизнь в Городском Саду" (U-Sound) и "Дар" (Long Arms Records) оркестра.
В 1996 году открывает вместе с Сергеем Курехиным фирму грамзаписи "Длинные Руки"
В 1993 - 1998 гг., помимо фестивалей в Москве, Киеве, Петербурге, Вологде, Архангельске, Красноярске, Кызыле, Челябинске и Екатеринбурге, участвовал в организации нескольких фестивалей российской импровизационной музыки в Токио, Цюрихе, Лондоне, Вене, Гамбурге и Берлине.
В 1999 году совместно с Рустамом Сулеймановым организует в Москве Культурный Центр ДОМ, который на протяжении последних лет является одним из наиболее важных центров ежедневной новомузыкальной и фольклорной активности. Под крышей ДОМа и на других площадках, в том числе в Большом театре, Московской консерватории, Концертном зале им. П.И.Чайковского, саду Эрмитаж, организует большое количество концертов и фестивалей преимущественно "мировой музыки".
В 2001 году вместе с партнерами открывает фирму грамзаписи "Дом Рекордс", призванную издавать этнические и world music записи, а также фестивальные семплеры.
В 2002 году совместно с Владимиром Мартыновым и Татьяной Гринденко организует автономную некоммерческую организацию «ЦЕНТР развития и поддержки новой музыки «ДЕВОЦИО МОДЕРНА» для реализации проектов новой музыки.
В 1999 - 2004 гг. продюсирует несколько крупных новомузыкальных и мультимедиальных проектов, среди которых
1999 г., май. - ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ (МТЮЗ),
2000, июнь - СТРАСТИ ПО МАТФЕЮ 2000, нашумевший юбилейный баховский проект (собор Св. Андрея, Москва)
2001, 2002, 2003, июль - Фестиваль Этнической Музыки ЖИВАЯ ВОДА (Алтай),
2002, январь - ВЕРТЕП (Концертный зал им. П.И. Чайковского),
2003, январь - НОЧЬ В ГАЛИЦИИ (Концертный зал им. П.И. Чайковского),
2003, февраль - QUATERNION (Музей музыкальных инструментов, Москва), май 2003, май - Этнофестиваль БАРБИКАН в Лондоне (Российская часть),
2003, май-октябрь - серия концертов ВОКЗАЛ (В рамках проекта Культурная столица Поволжья – Чебоксары),
2003, декабрь – ВИТА НОВА с Теодором Тэжиком (Геленджик)
2004, январь - ЗИМЫ НЕ БУДЕТ, совместный проект рок-группы АукцЫон, ансамбля OPUS PUSTH, Теодора Тэжика и др. (Концертный зал им. П.И. Чайковского)
Николай Дмитриев скончался 10 апреля, 2004 года в возрасте 48 лет.
Похоронен на Новодевичьем кладбище (старом) |
Источник: Длинные Руки Рекордс |