Нынешний летний концертно-театральный сезон двумя словами можно охарактеризовать как «сказочно легендарный». Гастроли легендарного Театра на Таганке (фестиваль культуры в Нью-Хэйвене, июнь), впервые побывавшего в США, - факт уже исторический. И историей безусловно станут концерты «сказочной» рок-группы
«Урфин Джюс»
вместе с легендарной Настей Полевой (16 июля в манхэттенском клубе Wetlands и 21 июля в Сан-Франциско, в салоне Тhe Last Day Saloon).
Те, кто читал сказку «Волшебник Изумрудного города», конечно же вспомнят одного из ее героев - деревянного солдатика Урфина Джюса. В его честь назвали свою команду несколько музыкантов из уральской столицы русского рока - Свердловска (в те годы модно было давать группам имена литературных персонажей - взять ту же популярнейшую в 70-80-х «Юрайя Хип», названную по имени одного из героев романа Чарльза Диккенса).
Это случилось в самом начале восьмидесятых. Сегодня «Урфин Джюс» помнят и ценят и те, кто интересовался их записями пятнадцать-двадцать лет назад, и те, кто припал к этому роковому (ударение на первом слоге) источнику в постперестроечный период. Практически все меломаны слышали о них, но вряд ли многие слушали, хотя почти все путают ее название с Джудас Прист.
«Группа «Урфин Джюс» сегодня стала то ли экспонатом в музее восковых фигур русского рока, то ли бюстами в какой-нибудь Аллее Славы (не Бутусова), - отмечает московский журналист Ксения Рождественская, и, говоря об альбоме «Путешествие», добавляет. - «Путешествие» - классический продукт своей эпохи, причем срок годности у него еще не истек. Альбом сегодня звучит как минимум неожиданно.
Я бы расширил это определение (альбом записан в 1981 году), растянув его не только на все альбомы «Урфин Джюса», но и на все их концерты. Именно концерты заставляют нас вспомнить счастливые времена, когда лучшие рок-люди собирались по квартирам и подвалам в рок-группы, не ведая, что слова песен и крутые гитарные рифы станут классикой; когда «поколение сторожей», преследуемое милицией и ГБ Свердловска, Москвы, Питера, Уфы вдруг вышло на сцены городских рок-фестивалей и выплеснулось в залы Дворцов культуры и на подмостки районных клубов. Если говорить об Аллее Славы русского рока, то трудно ошибиться в названии самых первых - «Машина времени», «Санкт-Петербург», «Воскресенье», «ДДТ», «Странные игры», «Аквариум», «Зоопарк», «Урфин Джюс»...
Надеюсь, теперь понятно, очевидцами какого события станут нью-йоркцы 16 июля в манхэттенском клубе Wetlands.
Уже одного концерта «Урфин Джюс» было бы достаточно, чтобы говорить о событии в русско-американской культурной жизни. Но устроители концертов STL Port Consulting & Red Lizard Records думали иначе. Вместе с «Урфин Джюс» приезжает в Нью-Йорк и Сан-Франциско легенда русского рока Настя Полева. Сегодня кто-то сравнивает Земфиру с Настей, но мне кажется у них не так много общего. Разве что если мыслить аналогами по схеме «Сталин - это Ленин сегодня», то можно с натяжками заявить: «Земфира - это Настя сегодня», хотя Настя сегодня сама за себя еще как ответит и без земфириной поддержки.
Концерты Полевой проходят в нынешней России при битком набитых залах. Настя Полева начинала в составе свердловской группы «Трек» и после ее распада в середине 80-х оказалась в славных рядах «Наутилуса Помпилиуса». К тому времени она уже закончила архитектурный институт и временно работала художником-оформителем.
Сотрудничество с Бутусовым и Ко получилось недолгим. Полева начала создавать собственную сольную программу и здесь ей предложил реальную помощь (начиная от подбора музыкантов и кончая аранжировками) гитарист «Урфин Джюса» Егор Белкин.
После выступления на 1-м Свердловском рок-фестивале (как писал московский поэт Саша Еременко: «Я голосую за Свердловский рок!») с циклом песен на тексты Ильи Кормильцева, о Насте заговорили журналисты и музыкальные критики. А в 1987 году, после выступления на 2-м рок-фестивале в родном ее городе и выпуска дебютного альбома «Тацу», о Полевой узнала вся страна. Записав девять неожиданных по тем временам песен, Настя Полева предложила альбом, проникнутый духом доселе неведомой советским гражданам экзотики. Восточная направленность «Тацу» возникла забавным образом. Во время репетиций будущей композиции у Насти в вокальной «рыбе» стали непроизвольно проскальзывать странные звукосочетания - мацу, тацу и что-то в том же роде.
- Я тогда не знала, что «тацу» в переводе с японского означает «дракон», - вспоминает Настя. - Но тут демовариант этой песни услышал полиглот Кормильцев и решил, что это джапанизм и из всего материала можно сделать экзотику.
Энциклопедические познания Ильи проявились в написанных им стихотворениях. В «Улитке» он использовал фрагменты лирики японского поэта XVII века Иса, а герои песен «Одиссей», «Цунами», и «Ариадна» родились из древнегреческого эпоса.
В 1989 году вокруг Насти сформировался устойчивый состав музыкантов и группа, назвавшись по имени вокалистки, отправилась в турне по Уралу. Коллектив записал альбом «Ноа-Ноа», который поражал экспрессией и изяществом одновременно. В дальнейшем дискография пополнилась «Невестой» (1992), причудливой коллекцией кавер-версий «Танец на цыпочках» (1995), в которой Полева по-своему интерпретировала песни известных рок-музыкантов. В 1997 году выходит «Море Сиам». Артем Троицкий, патриарх российской рок-журналистики, назвал его лучшим российским альбомом сезона.
«Я не могу понравиться всем, - говорит Настя. - Есть аудитория, воспринимающая музыку как фон жизни, а есть - как часть своей жизни».
Фирма Moroz Records недавно переиздала все альбомы Насти и в то же время певица возобновила гастрольную деятельность. Иными словами, нам повезло: Настя Полева в Америке. А тех, кто еще не слышал ни одной ее песни, хочу предупредить: ценителей Еаsy Listening прошу не беспокоиться. Настя Полева - это рок, дорогие друзья. Классный свердловский рок, давно ставший классикой и завоевавший поклонников во многих странах. Теперь очередь за США.
Геннадий Кацов
Теленеделя, 23-29 июля 2001 года