О нашем пренебрежении к ним | РАЗНОЕ | |
Вернуться к перечню статей >>> | 20 Августа 2004 года |
Небывалая энергетическая катастрофа в Северной Америке была встречена в Нью-Йорке по-разному. С одной стороны – потерпели убытки авиакомпании; для восстановления компьютерных сетей во многих бизнесах понадобится какое-то время, а восстановить разморозившиеся и мигом протухшие продукты владельцам ресторанов, супермаркетов и мелких лавочек неудастся по простой причине: все эти деликатесы с пятницы пребывают на мусорных свалках.
Только по одному Нью-Йорку убытки составляют один миллиард 100 миллионов долларов. По всей стране – 50 миллиардов, которые, по мнению Спенсера Абрахама, министра энергетики США, по большей части оплатят налогоплательщики.
Есть и другой взгляд на blackout - «затмение», или на «конец света», как цинично определили энергокатастрофу журналисты.
Противоположное мнение таково: наконец люди были выведены из стремительного круговорота жизни и могли посидеть при свечах, без теле- и компьютерного присутствия. То есть была прервана сумасшедшая гонка по кругу и хотя бы на 29 часов появилась возможность оглядеться, отойти от шума, работы и скоростей, побыть с собой или с близкими, почитать книгу, порыться в старых дневниках… Помечтать, в конце концов.
Я бродил по манхэттенским улицам в прошлый четверг вечером, смотрел в спокойные лица ньюйоркцев, наблюдая как без паники и явных психозов они идут вдоль авеню после работы, сопровождая потоки машин. Я следил за регулировщиками-прохожими, взявшими на себя функции полицейских – и размышлял, до чего пренебрежительно, уничижительно относимся мы, бывшие граждане страны Советов, к нашим сегодняшним землякам и соотечественникам – американцам.
Не хочу обобщать: конечно же, не все мы, но, думаю, значительная часть еврейско-русской иммиграции. Много лет наблюдая за высказываниями по этой теме на русско-американских теле- и радиоволнах, я понял, что общих претензий к американцам немного, но основаны они не столько на нашем представлении о них, сколько на нашем мнении о себе.
Итак, американцы бескультурны, ведь драматический театр у них отыграл свое в пользу бродвейских мюзиклов, высокохудожественное кино заменили блокбастеры Голливуда, а «настоящую» литературу – безмозглые любовные романы, фэнтази и прочая макулатура. Американцы необразованы, ведь система образования в Америке не ведет ребенка к фундаментальному знанию при помощи жестких методик и дисциплины, а дает ребенку свободу в общеобразовательном процессе, что ни к чему хорошему не приводит. Здесь, правда, трудно понять, откуда появляется при такой системе образования интеллектуальная американская элита? Или она стопроцентно питается зарубежным интеллекутальным импортом? Кстати, моя племянница, поступившая в этом году в самый, пожалуй, престижный колледж мира – Принстонский университет, сообщила мне, по моей просьбе, следующую статистику:
Princeton: 57 стран представляют иностранные стюденты в наборе этого года, а всего их 10,3% от общего количества поступивших в 2003 году.
Yale: поступили 183 иностранных студента, что составляет 10,5% от общего числа первокурсников.
Harvard: 15,1% от общего набора классифицируются как иностранцы, в прошлом году – 14,2%.
Очевидно, при таких процентах иностранных студентов в вузах США можно уверенно говорить, что интеллектуальная элита в нашей стране формируется за счет американцев, то есть образование в школах не такое уж отвратительное.
Но поехали дальше. Американцы неискренни и их улыбка ровным счетом ничего не значит. Они замкнуты на себе, с ними толком и не выпьешь, а после ответа «ноу праблем» никаких откровений и деталей от них не добъешься.
Они работают без фантазии, а отдыхают без куража. Они одеваются черт знает во что, при этом женщины забыли о косметике, а среди мужчин все больше гомосексуалистов. Да и президент у них с таким уровнем интеллекта, что еле-еле его IQ перескочил критический порог в девяносто баллов.
Это мы об американцах. Когда я представляю, какого мнения они могут быть о нас, мне приходят в голову сплошные позитивы: мы образованные, отлично воспитанные, начитанные, культурные, открытые сердцем и живущие по-чехову, то есть когда и одежда, и душа, и тело – прекрасны. Так мы, очевидно, думаем о себе, поскольку если судить о себе иначе, то отчего ж тогда так свысока смотреть на всех остальных.
И есть еще один момент, который как раз и связан с событиями 14-15 августа, с «затмением».
Мы не только вменяем американцам в вину отсутствие положительных качеств – части русских иммигрантов удается возвысить и свои негативы, опять-таки посадив местных аборигенов в лужу. Существует на уровне тенденции распространенное мнение: мол, оттого американцы такие улыбчивые да нескандальные, что не довелось им похлебать с наше. Не стояли они в очередях, не знали войн на своей земле и деффицита (а знали кондиционеры, автомобили и горячую воду в течение всего года), не лгали они на партсобраниях и не клеветали на сослуживцев с целью, к примеру, поехать в соцстрану или продвинуться в очереди за получением квартиры.
А поскольку ничего такого они не знали, то куда девались бы их манеры и правила, случись что-нибудь из ряда вон в Америке. Небось, и давили бы друг друга, как мы в очередях, и хамили бы с мордобоем, и дверь перестали придерживать да любезно по телефону отвечать. Мысль о том, что американцы – нация мужественных, стойких, образованных, патриотично настроенных и по большей части верующих людей, определенной категории «наших людей» не кажется бесспорной, а нуждается в проверке, в подтверждении. Ведь они еще не пуганные, говорим мы, не зная или забыв историю Америки. Ну, не могут эти сытые и довольные не согнуться в лихую годину. Мы – другое дело, из наших людей, справедливо заметил поэт, гвозди бы делать – не было б в мире крепче гвоздей.
И вот 11 сентября 2001 года. Сплотилась нация, стойко встретила беду, ответила ударом и продолжает уничтожать террористов и их организации. 21 августа 2003 года – «затмение», но никакой паники на улицах, люди помогают другу другу, добираются к дому на попутках, молча стоят у машин (из которых радио вещает на полкартала) и слушают без замечаний и нервных срывов. Да, - читал я в их лицах, - если это и теракт, то мы выдержим.
Так знаем ли мы американцев, прожив в этой стране по семь, десять, двадцать лет? Откуда такое пренебрежительное отношение к жителям этой страны, которые, по-крайней мере, противопоставили себя советской империи и ее победили? Я не хочу обобщать, но мне кажется, что значительная часть из нас относится к своим соотечественникам, говорящим по-английски, свысока. Напомню хотя бы известный анекдот, который точно соответствует формуле: в каждой шутке – доля шутки.
Два русских иммигранта, сидя в машине, останавливаются перед светофором. Рядом стоит машина. В ней опускается стекло и водитель спрашивает по английски как проехать на Брайтон-Бич. «Наши» молчат, поскольку по-английски ни слова. Водитель пару раз задает все тот же вопрос, не получая на него ответа. В это время загорается зеленый и поток машин срывается с места. Один из иммигрантов говорит соседу: «Ну, и помог ему его английский!»
Здесь не только американец выглядит идиотом; в этом анекдоте иммигранты чувствуют себя очень даже комфортно, вполне освоившимися и без нужды в знании местных традиций и языка. Мы-то – кладезь мудрости, веселости и находчивости. Я не хочу обобщать, но откуда это представление, что они ущербней нас? В прошлый четверг я видел американцев в длинных очередях – люди стояли за бутылками с обычной водой. Уступали место старикам, помогали женщинам с детьми пройти в очереди первыми. Я видел, как без алчного напора выстраивались очереди перед супермаркетами и ресторанами – владельцы по дешевке распродавали продукты, оттаивавшие в отключенных холодильниках.
Я видел людей, которых запугать не просто: те, кто ночевал на улицах, не в силах подняться домой или в гостиницы по лестницам, обменивались шуточками с прохожими. Так откуда в нас такое желание наградить этих людей как можно большим количеством недостатков?
Могу только напомнить классическое предупреждение: «Недостатки других – это не твои достоинства.»
Геннадий Кацов
Дискуссионный клуб «Фаворит»
третье заседание
на ньюйоркской «Народной волне» (1380 АМ)
<<<назад