НАЧАЛО

БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОАЛЬБОМ

КОНТАКТ












 

ИНТЕРВЬЮ
ЖиТЬ - ЗДоРОВьЮ ВРеДИтЬ!

Bookmark and Share

В Америке живут не только ради денег.

Интервью с писателем, драматургом и режиссером Игорем Афанасьевым.
ЛИТЕРАТУРА
Вернуться к перечню статей >>> 24 Декабря 2001 года

В Америке живут не только ради денег. Интервью с писателем, драматургом и режиссером Игорем Афанасьевым.

Писатель и режиссер Игорь Афанасьев
Писатель и режиссер Игорь Афанасьев


 

Игорь Афанасьев родился в 1953 году на Дальнем Востоке. Детство, юность, образование, профессиональная деятельность связаны с Киевом. Заслуженный деятель искусств Украины. Наиболее известные пьесы: «Шиндай!», «Легкий ужин на двоих», «В трех шагах от Бродвея». С1993 года живет и работает в США. Вел программы новостей на первом канале русскоязычного американского телевидения RTN. В 2001 году в харьковском издательстве «Фолио» вышел в свет роман phantom@love.соm.

Поэт, драматург, продюсер, режиссер, актер.

 

Игорь, последнее время вы активно работаете с бруклинским театральным залом «Миллениум». Насколько я знаю, с вашим приходом программа театра будет расширяться. Каковы планы совместной работы?

 

Я могу только поблагодарить владельцев театра «Миллениум» за то, что они пошли навстречу нашему предложению. Я говорю «нашему», поскольку в одиночку большие проекты не делаются. Объединились талантливые активные люди, которые давно хотели иметь такое место. В нем могли бы происходить культурные события, родившиеся внутри иммиграции, внутри города Нью-Йорка. В данном случае, «Миллениум» – очень престижный зал, и сегодня его владельцы прислушались к идее нашего спонсора (фирма Soft Line и газета «Эхо планеты») попытаться вместе проводить интересные культурные мероприятия.

 

Речь идет о проведении каких-то вечеров или же о создании нью-йоркского театра при «Миллениуме»?

 

Если воспользоваться терминами школы Станиславского, то создание театра – это сверхзадача. Но не хочется декларировать его создание, пока театра нет. На самом деле сегодня есть пьеса и мы уже приступили к репетициям. Идея – создать музыкальный спектакль. В русском театральном жанре его можно назвать водевиль, в американском - скорее мюзикл. Спектакль называется «В трех шагах от Бродвея», и действие его происходит у нас здесь, в Нью-Йорке, на Манхэттене. Это забавная музыкальная комедия, которую сочиняют Андрей Кузнецов и Леонид Вербицкий.

 

Это ваша пьеса?

 

Пьеса моя, и она уже сейчас ставится в нескольких городах бывшего Советского Союза. Пьеса вызвала живой интерес в театрах в Украине, и хорошо было бы поставить ее и для зрителей Нью-Йорка. Тем более, хотелось бы, чтобы в постановке приняли участие ряд творческих людей, которые сегодня живут в Нью-Йорке. Кто-то пишет, кто-то дает маленькие концерты, у кого-то уже есть небольшие театрики... Очень хочется, чтобы все эти люди получили возможность объединиться и использовать «Миллениум» как нашу базу.

Называемся мы сегодня «Миллениум Арт» и хотим в ноябре провести презентацию, где мы представим и тех, кто внутри нашего объединения, и всех, кто нам помогает, и авторов интересных. Кроме того, мы хотим продекларировать главное: наши двери открыты для всех творческих людей! Каждый может прийти к нам и предложить какую-то программу. Мы не ставим перед собой высоких коммерческих целей. Например, сейчас мы начинаем программу для детей, которая называется «Мульти-викторины». Мы будем на сцене театра «Миллениум» по выходным дням проводить встречи с детьми. Им покажут русскоязычные мультики, и с ним будут работать актеры театра Андрея Кузнецова «Маэстро». Они разыграют призы, подарки. Это будет интересно и детям, и родителям, которые хотят сохранить детям русский язык.

 

Игорь, опыт создания русского театра в Америке уже существует, и нельзя сказать, что опыт этот радует. Проанализировали ли вы, почему русский театр в Америке постигали неудачи?

 

Театр не может все время существовать на спонсорские деньги, в какой-то период он должен начать сам зарабатывать себе на существование. Театр появится тогда, когда мы сделаем спектакль и когда мы правильно его проэксплуатируем. Как я уже сказал, сегодня мы не декларируем открытие театра. Но предварительная договоренность у меня уже есть: если мы спектакль сделаем, он поедет на гастроли в Украину, в Россию, в Израиль и в Германию, то есть туда, где есть русскоговорящие слушатели. В комедийном сюжете много интересного, он завязан вокруг такого постэмигрантского сосуществования в разных странах. Он должен восприниматься везде, потому что мысль о том, что нужно куда-то переезжать, приходит сегодня многим - живущим и в Америке, и в России, и в Израиле.

 

Игорь, я читал вашу книгу, мне она очень понравилась. В ней как раз главная сюжетная линия - идея переезда. Речь идет о том, что в конце XXI века Америка будет смята растущим китайским населением и иммигранты бывшие, в третьем-четвертом поколении, возвращаются в Украину. Киев у вас описан, как остров Крым у Аксенова: скоростные хайвэи, международные банки, город сплошь в небоскребах и местах для бизнеса и развлечений. Такое ощущение, что вы частично предугадали ситуацию, ведь часть нашей общины сегодня задумывается о том, как из Америки уехать. В первые дни после 11 сентября многие попытались покинуть большие города, но теперь уже идут разговоры о том, что Америка  – пороховая бочка, а угрозы талибов - не пустые слова и «ехать надо!». Трудно представить, где сегодня можно найти в мире укромное место, но, Игорь, верите ли вы сами в такую перспективу, предсказывая исход из Америки?

 

Я не хочу присоединяться к предсказаниям Нострадамуса или там Глобы, но все мы живем тем, о чем думаем, и видим закономерности развития любого общества, будь это Империя Зла или Империя Добра. Все империи развиваются по одинаковому сценарию. Как и в жизни человека, существуют у империй и цивилизаций определенные периоды - рождение, развитие, расцвет, смерть. Достаточно почитать книгу Шпенглера «Закат Европы», который говорит об этом очень убедительно. В моей книге я эту идею спроецировал на Америку. Уже много рецензий вышло в Украине в самых крупных изданиях о моей книге, и все они отмечают ее футурологичность, то, что я многое предсказал.

Что касается Киева, то ситуации просто комические. В книге главный герой прилетает из Нью-Йорка в Киев и первое что он делает  – выходит из гостиницы «ДнIпро», которая по-прежнему находится на Крещатике, и тут же попадает в подземный проход, в подземный Киев, при этом Крещатик закрыт для пешеходов. Когда я писал сцену два года назад, это выглядело моей фантазией. Ровно полгода назад я приехал в Киев, и в той точке, которую описал в книге, я увидел, что прорыт подземный город и он построен под площадью к 10-летию независимости Украины. В какой-то из рецензий это было отмечено, правда, со сноской, что я, очевидно, писал книжку в связке с мэром города Киева. Этого, конечно, не было.

Также, скажем, самая главная идея – многие поедут в конце века из Америки, вызывает в рецензиях удивление. Более того, цитируют мою фразу: «Америка прозевает свое саморазрушение». Моя мысль в том, что при отсутствии конкуренции, оставаясь супердержавой, можно прозевать некоторые внутренние болезни. И то, что я написал, будто в конце века в Америке будут торжествовать индийский слон и китайский тигр, я думаю, это близко к тому, что будет здесь происходить.

Мне кажется, миграционные процессы пойдут именно в этом направлении, особенно после Третьей мировой войны, которая сейчас уже началась, и после того, как начались боевые действия между Грузией и Абхазией (а я думаю, это не последние страны, которые попытаются разрешить свои внутренние проблемы, пока разбираются с талибами). После Третьей мировой мир, наверное, придет в эпоху более открытую: если кто-то выживет после этой войны, то поймет, что нужно жить в едином планетарном государстве.

 

То же самое говорили и после Второй мировой?

 

И какие-то подвижки произошли. Все-таки Европа пошла по этому пути: открытые границы, единая валюта. Во всем этом присутствует, если подумать, серьезный соперник, который не хотел такого пути, – сами США. Советский Союз с одной стороны, США – с другой. На сегодняшний день существует один претендент на роль мирового лидера, на роль императора - США. Америка по своей самодостаточности, по своей финансовой структуре казалась незыблемой Империей. Мир сотрясали изменения, азиатские и европейские рынки рушились, но, казалось, Америки ничто не может коснуться. Но любая самодостаточность, любое самодовольство приводят к болезненным открытиям. Я говорю об этом с горечью, поскольку не собираюсь никуда уезжать из Америки и готов в случае необходимости взять оружие и защищать эту страну, но как гражданин Америки я вправе рассматривать ее внутренние проблемы, и я их вижу.

В этом романе я еще описывал обсуждаемые проблемы с позиций иронии, юмора. Там есть такая фраза: «Ирония – лекарство от глупости», – и этому лозунгу я хотел соответствовать. Но если я буду продолжать начатую тему, то под другим углом, хотя и не как трагедию с заранее известным финалом, когда главный герой должен погибнуть. Мне кажется, Америка выживет, будет жить.

 

Игорь, возвращаясь к театру: собираетесь ли вы написать сценарный вариант вашего романа?

 

Нет, если честно. Эта книга очень киношная, если бы какой-то режиссер ею заинтересовался. А театр я хочу сделать, не используя его для пропаганды себя любимого. Я это делал в Киеве, делал, работая в США на телевидении. Скорее, в мои планы входит поиск материала, написанного другими людьми, и создание сценически интересных постановок. Такие попытки делаю здесь не я первый. Можно по-разному относиться к результату, но сам факт существования предыдущих тетральных попыток (тот же театр «Блуждающие звезды» Журбина) – этапы исторического процесса. Я перед этими людьми снимаю шляпу - на пустом месте ничего не создается, и я благодарю всех, кто нам предшествовал.

 

Насколько я знаю, вы планируете не только театр, но и авторские презентации. Вы могли бы познакомить зрителей и с теми, кто когда-то пробовал, но сегодня отошел от творческих проектов?

 

С удовольствием. Мы планируем проводить презентации фирм или авторов, презентации детских школ и детских творческих коллективов. Например, в следующем году мы планируем провести презентации всех печатных изданий на сцене «Миллениума». Были уже такие опыты? Были. Были ли они удачными? Более-менее, но если подойти к этому профессионально, сделать хорошо, собрать группу людей, которые делают это на высоком уровне  – успех будет.

Как известно, выживают сильнейшие. Ведь существует маленький театрик «Блинком» или театр поэзии Феликса Яблоновского, есть немало актеров, певцов, пишущих людей –  они сегодня согласны работать с нами. Более того, этих авторов откроет для себя публика здешняя, ведь многие не знают, что у нас существуют талантливые писатели, которые пишут здесь. В конце концов, почему презентация новой книжки Василия Аксенова проходит в Москве, а не в театре «Миллениум»? Ведь Аксенов - писатель, живущий в Америке. Почему презентации книг Анны Левиной или Раисы Сильвер должны проходить в маленьких синагогах или ресторанах, если эти авторы заслуживают большого вечера, посвященного этому событию?! Я могу перечислить еще немало имен художников, певцов, писателей. Нам бы хотелось создать нечто такое, чтобы люди узнали, что в Америке живут не только ради денег.

 

 

Побеседовал Геннадий Кацов
Теленеделя, 24 - 30 декабря 2001 года

 

«... господин говорил по-украински. Он быстро собрал американские паспорта и вручил всем электронные ключи-карточки от номеров гостиницы, в которую, на первых порах, должны были поселиться новоприбывшие. Дальше всех дружным стадом погнали к пограничным и таможенным коридорам, и началась тягучая процедура въезда в страну. Пограничники вели себя спокойно и деловито, а свора таможенников задавала кучу стандартных вопросов о наличии в багаже оружия, наркотиков, а также пищевых продуктов. Особо усердствовал усатый детина с хитрым кошачьим выражением лица и тремя лычками в петлице. Сурово глядя в глаза каждого, кто подходил к его стойке, он спрашивал:

– Гамбургери е?

Получив отрицательный ответ, он широко улыбался и однотипно грозился:

– Буде вам i сало, буде i маца!»

Киев, конец XXI века

 

phantom@love.соm

<<<назад




Имя: E-mail:
Сообщение:
Антиспам 4+5 =


Виртуальная тусовка для творческих людей: художников, артистов, писателей, ученых и для просто замечательных людей. Добро пожаловать!     


© Copyright 2007 - 2011 by Gennady Katsov.
ВИДЕО
АУДИО
ВСЕМ СПАСИБО!
Add this page to your favorites.