Русские в «Сопранос»: «Им нужно было три метра книг...»Интервью с владельцем нью-йоркского издательства «Либерти» Ильей Левковым. | КИНО | |
Вернуться к перечню статей >>> | 21 Мая 2001 года |
- Илья, ваше издательство принимало участие в съемках популярнейшего американского телесериала «Сопранос» на кабельном канале НВО. Ваше отношение к этому сериалу?
- «Сопранос» сегодня - самая популярная телепрограмма. Если считать, что кабельное телевидение смотрят 80 миллионов человек, то треть из них - поклонники «Сопранос». И понятно почему. Этот сериал прекрасно сочетает классические темы. Есть американская семья со всеми ее проблемами - дети, их обучение, супружеские вопросы, походы к психиатру. С другой стороны - проблемы мафии, когда мафиозная «семья» борется за сферы влияния, при этом неугодных убивают. То есть, в «Сопранос» очень широкий спектр затронутых тем и это чрезвычайно привлекает публику.
Кроме того, НВО, как кабельный канал, пользуется большей свободой при показе, в отличие от некабельных телеканалов. На HBO проходят и сексуальные сцены, и ругательства, то есть те моменты, которые запрещены на АВС или СВS, к примеру. Иными словами, сегодня кабельное телевидение способно создавать новые телесериалы, которые раньше делали только «нетворк». Кстати, 20 лет назад НВО показывали кинофильмы без реклам и в этом была тогда идея кабельного телевидения. А сегодня они создают свои кинофильмы, и очень популярные, такие как «Сопранос» или «Секс и город».
- То есть, сегодня НВО конкурирует с Голливудом?
- Можно сказать и так. Они приглашают к съемкам известных актеров и режиссеров, у них тоже многомиллионные сметы. И главное - у них есть потребительский собственный рынок, на котором они могут свою продукцию продавать. И, второе, они затем перепродают свои права, то есть у них есть деньги на создание кассовых фильмов.
- В «Сопранос» участвуют несколько русских актеров. Есть мужские и женские роли. Теперь можно сказать, что в «Сопранос» приняло участие и издательство «Либерти». Если не тайна, как это произошло?
- НВО решили показать немножко глубже русских героев. Они в предыдущих сериях если и появлялись, то на заднем плане, но в последних' сериях «русский» принимает итальянцев у себя дома. То есть понадобилась «атмосфера», и за этим обратились ко мне.
- Речь шла о книгах?
- Да, режиссеру понадобилось «три метра книг».
- Ни больше, ни меньше. Помню, в бывшем СССР пресса, порицая мещанство, как раз и говорила, что кое где кое у кого книги не читают - ими заполняют полки.
- Ну, здесь речь идет о декорации. НВО приобрели все книги издательства «Либерти» и, судя по их составу, этот русский мафиози должен выглядеть чрезвычайно умным человеком. Кстати, НВО также попросили несколько книжных обложек для плакатов, которые по сценарию будут развешены по стенам. Я предложил «Как найти работу в Америке», «Путеводитель по Манхэттену» и «Секретные записки гинеколога».
- Понятно, что НВО это необходимо для «русского антуражу», но кто в реальной жизни повесил бы у себя дома такой плакат на стену?
- Я с вами не согласен. Эти обложки изготовлены прекрасным художником Вагричем Бахчиняном и достойны всяческих похвал. В Америке красивые «постеры» чрезвычайно дорогие и их с удовольствием используют в интерьере.
- Звучит настолько убедительно, что я бы хоть сейчас повесил плакат с обложкой книги "Как найти работу в Америке" у себя дома.
- Напрасно вы смеетесь. Картина в постере «Бурлаки на Волге» использована как раз с подтекстом: «Как тянуть лямку в Америке?».
- Илья, когда я смотрел эту серию, я увидел в кадре несколько русско-американских газет. И здесь тоже ваша работа в качестве консультанта?
- Меня попросили передать для съемок русские газеты. Их должны были небрежно разбросать на столике. Я оказался немного в щекотливой ситуации. Допустим, я бы предложил «Форвертс» или «Еврейский мир», после чего начались бы разговоры: вот, мол, мафиозник, отрицательный персонаж, а что он читает! Поэтому я занял нейтральную позицию: «Русская реклама», «Русский базар», «Курьер», и еще по-моему, «Полезная газета». - Почему вы не предложили ежедневное «Новое русское слово»?
- Мне нужно было срочно передать газеты в НВО и легче всего было договориться с еженедельниками. - Спасибо, что ваш выбор не пал на «Теленеделю». Наш журнал, конечно же, читают лишь добропорядочные граждане.
- Вы знаете, я в те дни подумал только о газетах. Но в реальной жизни у героя лежали бы и другие издания. Было бы и русско-американское телевидение, и нелегальная «коробка» для просмотра остальных кабельных каналов. Все, "как полагается" у наших людей.
- НВО - серьезная организация и, наверное, просто так, без учета издательских прав и всех разрешений, газету бы на столик не положили?
- Конечно, все было учтено и предложения сделаны официально.
- Для того, чтобы получить разрешение от русско-американских газет, вы обзвонили издателей?
- Я не только обзвонил. Я им послал факс, который они подписали и мне вернули. В нем было написано, что издатель не имеет ничего против показа в сериале его издания.
- Давайте поговорим о литературе: что же наш мафиози читает?
- Все, что «Либерти» выпустил за всю свою деятельность - 120 книг. У меня выпущены книги по истории перебежчиков, о разведке, исторические книги, мемуары, литература, справочники, детективы, последняя «Американская семейная медицинская энциклопедия». Я надеюсь, что русский телезритель во время просмотра «Сопранос» некоторые из моих книг узнает, а американцы удивятся, что так много есть американских книг на русском языке.
- Короче говоря, русский герой в «Сопранос», как читатель, всеяден?
- Несомненно. Кстати, я не думаю, что снимая фрагменты в квартире итальянского мафиози, американский сценарист потребовал, чтобы было много книг на итальянском языке, или об Италии. А здесь на оборот, русские - это, опять-таки, книги.
- То есть, русский герой, вне зависимости от того, маньяк он, мафиози или физик-ядерщик - это всегда читатель.
- Несомненно. И поэтому американские продюсеры решили показать его на фоне библиотеки.
- А как они вас нашли?
- Они позвонили в издательство и спросили могу ли я помочь им при съемках и с книгами, и с газетами. Мне часто звонят с разных концов мира с разными просьбами, ничего удивительного. От НВО со мной говорил режиссер-постановщик. Все было сделано оперативно: через несколько дней от них приехали и забрали укомплектованные мною коробки. Книги они приобрели и, насколько я знаю, книги пользовались успехом у русских актеров: они их потом забрали домой.
- НВО литература не понадобилась?
- Не представляю, что бы они с ней делали после съемок. Согласитесь, не так много на американском телевидении снимают сериалов с участием русских.
- Было ли у НВО какое-то требование по тематике или названиям, или им нужны были только корешки русских книг?
- Никакого тематического отбора не требовалось. Я даже не знал, что герой будет с этими книгами делать: читать их, бросать, по ним ходить или они просто будут стоять на полке. НВО нужно было три метра книг и книг «Либерти» хватило как раз на три метра.
- Книги ваши купили, сделку можно назвать удачной - сразу 120 книг ушло плюс бесплатная реклама.
- Больше бы фильмов было о русской мафии - дела бы у меня шли успешней, вы правы. Я не хочу входить в детали, но цену я не заламывал и продал им книги со скидкой. Несмотря на то, что у них большой бюджет, кажется, больше 2 миллионов за серию, но они умеют торговаться. Когда я предложил им скидку, они сразу предложили еще большую. Но это нормально.
- То есть, у них все поставлено поделовому и на вас хотели экономить?
- Несомненно, потому что они относятся с уважением к деньгам.
- В дальнейшем НВО не поинтересовались у вас, в каком порядке расставить книги?
- Нет, у НВО для этого есть свои люди. Я даже хотел подойти, посмотреть как проходят съемки, но мне сказали, что они этого не любят.
- Давайте теперь отвлечемся от «Сопранос». Несколько лет назад в американских газетах была проведена большая кампания, после которой образом «русского мафиози» можно было пугать детей. Я имею в виду публикации в «Нью-Йорк Tаймc», «Дейли ньюс», «Виллидж войс» (два последних издания проявили особую активность в 1997 году). Не кажется ли вам, что русская тема в «Сопранос» льет воду на ту же мельницу?
- Если это портит представление о русских в Америке, то итальянцев этот сериал просто убивает, потому что в нем не только большинство персонажей, но и актеры, в основном, итальянского происхождения. Между прочим, были выступления против НВО со стороны итальянских организаций, которые считают, что в сериале слишком много негатива. Но ведь здесь нет ничего нового, особенно после «Крестного отца». Другое дело, что если русская мафия и существует, то она другая. Некоторые русские сразу обратили в США внимание на то, как обойти налоги, начали махинации с горючим. Русская мафия с самого начала не была такой «физической», что ли, какой были ирландская, итальянская или еврейская мафии 20-х годов, когда стреляли и убивали. Русские более ориентированы в сторону бизнес-махинаций: кредитные карты, медицина и прочее. От этого трудно уйти при обсуждении имиджа русских в Америке, но я не согласен с тем, что участие вот таких персонажей в американском сериале портит репутацию «русских». В конце концов, искусство есть искусство и все это понимают.
Беседовал Геннадий Кацов
Теленеделя, 28 мая – 3 июня 2001 года
<<<назад