Музей Современного искусства(Museum of Modern Art - МоМА) - 53-я улица, между 5-й и 6-й авеню в Манхэттене. | ПРОГУЛКИ ПО НЬЮ-ЙОРКУ | |
Вернуться к перечню статей >>> |
К истории этого музея вполне подходит фраза: «Ищите женщину». Вернее, женщин. Три женщины основали Музей Современного искусства: Лили Блис, миссис Салливан и миссис Рокфеллер (жена Джона Рокфеллера-младшего). Любопытно, что коллекция одного из самых известнейших и престижнейших музеев мира начиналась с восьми офортов и одного рисунка. В дальнейшем музей пополнялся за счет шедевров из частных коллекций, придерживаясь из года в год философии первого директора Музея Альфреда Бара ( в год открытия молодому профессору Wellesley College исполнилось 27 лет): MoMA должна нести знания в массы, то есть все делать для того, чтобы образовывать народ в архитектуре, живописи, кино, фотографии и индустриальном дизайне.
Ленинская фраза об искусстве, принадлежащем народу, получила детальную разработку, на одном, отдельно взятом острове Манхэттен. Сегодня общеобразовательная много жанровая идея определилась не только в выставках и постоянной экспозиции – МоМА владеет книжным издательством, книжным магазином, магазином по продаже изделий современного дизайна ( через дорогу от Музея), ей принадлежит кинотеатр Roy and Niute Titus Theaters в подвальном помещении Музея, а фильмотека Department of Film – гигантское собрание шедевров мирового кинематографа. Кстати, ежемесячно в МоМА можно посмотреть классику российского и советского кино, начиная с эпохи «Великого немого».
Первую выставку в МоМА посетили 47 тысяч человек, несмотря на то, что музей открылся через десять дней после краха Биржи, в самый пик Великой Депрессии.
Представленные на первой выставке в Музее в 1929 году полотна Сезанна, Гогена, Сера и Ван Гога не выставлялись до этого ни в одном из музеев Нью-Йорка. Даже Метрополитан Музей не показывал картины этих мастеров на своих выставках, опасаясь провала и невнимания публики.
Современники особо не интересовались в е годы современным искусством и идея создания Музея казалась авантюрой. Уже в дальнейшем, когда Музей Современного искусства убедил сильным мира сего, что зритель впечатляется не только старыми мастерами, появился план, по которому Рокфеллер Центр и Музей должны были соединиться единым проходом-аллеей.
Для этого предполагалось убрать два квартала, то есть смести ряды кирпичных brownstones домов от 50-й до 53-й улицы вчистую. План этот реализован не был, но послужил еще одним доказательством того, что Рокфеллер – человек широкий и масштабно мыслящий. В чем правда, никто и не сомневался ( к слову казать. За Музеем, по адресу 17 W 54 улица, между 6 и 7 авеню, находятся апартаменты Джона Рокфеллера-младшего, выходящие окнами на Сад Скульптур. К концу 1929 года Рокфеллер владел 15 домами на 54-й улице, в которых жили, в основном, члены семьи Рокфеллеров. От дома до работы - Rockefeller Center – Джону-младшему было идти минут пять-семь, в зависимости от настроения и погоды.)
Современное здание Музея построено в 1939 году (11 W 53 Str.), в 1964 году к зданию были достроены еще два крыла по проекту архитектора Филипа Джонсона, а в 1979 году строители увеличили экспозиционную площадь Музея вдвое.
Внутри здания, под открытым небом, расположен Сад Скульптур - Abby Aldrich Rockfeller Sculpture Garden. В солнечный день здесь можно помедитировать рядом со скульптурами Родена ("Бальзак"), Миро, Пикассо (знаменитая "Коза"), бронзовыми рельефами Матисса и обтекаемыми металломассами Генри Мура.
В Музее представлены около 4 тысяч живописных и скульптурных работ, более 40 тысяч рисунков, литографий и гравюр, 20 тысяч фотографий, свыше 6 тысяч архитектурных проектор, макетов, образцов промышленного дизайна и крупнейшая в США музейная коллекция фильмов – примерно, 10 тысяч кинолент.
В собрании Музея представлены все выдающиеся мастера современной живописи за 150-летний период ее существования: начиная с французских импрессионистов до Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса.Музей современного искусства – это самый полный туристический пакет для сегодняшних и будущих путешественников по современному искусству: импрессионизм, постимпрессионизм, кубизм, пуантилизм, примитивизм, реализм, сюрреализм, дадаизм, фовизм, абстракционизм, абстрактный экспрессионизм, концептуализм…
Нет такого «изма» в современном искусстве, которого бы не пригрел МоМА в своих стенах.
И нет такого имени в современном дизайне, мимо которого прошел бы МоМА ( неполная рифма, но напрашивающаяся : мимо – МоМА): от шедевров из стекла Tiffany, текстиля дизайнерской школы Bauhaus до мебели Marcel Breuer и вертолета Bell – 47D1, подвешенного над пролетами эскалатора.
По вечерам в Музее устраиваются просмотры зарубежных фильмов и мировой классики. Билеты до $10.00 , как и в обычный кинотеатр. Ходят слухи, что кино в МоМА можно посмотреть бесплатно, предъявив входной билет, но мне это ни разу не удалось: стоимость кинопросмотра объявлялась отдельно.
Между прочим, о входном билете: по четвергам и пятницам, с 5:30 до 8:30 вечера вы можете платить за вход, сколько пожелаете, хоть цент. При этом вам честно выдадут билет, который в другие дни стоит реальные сами знаете чего. Еще один вариант пройти бесплатно – если вам еще нет 16-ти лет и вы решили отдаться искусству (но только в сопровождении взрослых!)
Таков этот прекрасный Музей, в котором даже в кафе, расположенном за Садом Скульптур, можно нормально перекусить: салаты и бутерброды вполне приличные. Уж этого-то вы, ясное дело, не ожидали.
Геннадий Кацов
Журнал СОВА №25 (41) 21 - 27 июня 2000
<<<назад