НАЧАЛО

БИОГРАФИЯ

СТАТЬИ

ПРОЗА

ПОЭЗИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ФОТОАЛЬБОМ

КОНТАКТ












 

ПРОЗА
ЖиТЬ - ЗДоРОВьЮ ВРеДИтЬ!

Bookmark and Share

А.С. ПУШКИН В АМЕРИКЕ

6 сентября – День Зачатия А.С. Пушкина
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МИСТИФИКАЦИИ
Вернуться к перечню статей >>> 01 Октября 2004 года

Архитектура и градостроительство

Создатель первого небоскреба в Чикаго (1884 г.) Уильям Ле Бэрон Дженни оставил такую любопытную запись: «Как-то Джулиус (сын – прим. Г.К.) обратил мое внимание на запись в дневнике одного поэта из России, побывавшего оказией в Нью-Йорке в начале века. Меня поразила простая мысль: «Для строительства, - пишет поэт, – хорошо бы использовать стальной каркас, который представлял бы собой внутреннюю опору. Это означало бы, что внешние стены не должны более нести нагрузку множества этажей». Так прозорливая Пушкинская мысль подсказала гениальное архитектурное решение, и в Америке появились небоскребы.

Кстати, Пушкин пишет, что бродить по узким и кривым улочкам в районе городской стены (тогда уже была проложена Wall Street) «равно не камильфо, как и по крымским татарским городкам». Нью-йоркским приятелям, с одной стороны, Пушкин жаловался: «But harmful is the North to me», – «но вреден Север для меня», имея ввиду климат С.-Петербурга; а с другой стороны, посоветовал Нижний город уже не трогать, но так заранее распланировать застройку новых манхэттенских районов, чтобы улицы располагались перпендикулярно авеню. То есть рекомендовал в качестве примера для города на реке Гудзон – Северную Пальмиру на Неве. К тому времени уже был принят Rendel Plan, по которому от улицы Houston до 155-й все улицы были пронумерованы с юга на север, а авеню – с востока на запад. Но городские чиновники годами не решались ввести проект в жизнь, пока мнение Пушкина не дошло до влиятельных людей в Сити-Холле. И Бог свидетель: после отъезда поэта, группе, представлявшей консервативную оппозицию плану, удалось лишь улицу Бродвей оставить в прежней конфигурации. Все остальное получилось, как завещал великий Пушкин.

Сельское хозяйство

Здесь Америке не повезло, поскольку Пушкин так и не смог выбрался в деревню, и не дал совет пейзанам, как им более продуктивно доить коров, как добиться повышения урожая зерновых или американской картошки. А жаль.

Музыка

Пушкин писал: «Первые американские поселенцы привезли с собой на новую родину и свою музыку – народные песни и танцы, псалмы, гимны... Среди этих видов музыки преобладала, конечно, религиозная. Я представляю себе развитие этих мелодий на американской земле, как, в основном, фортепианную музыку, построенную на почти непрерывных синкопах».

Сегодня ни у кого нет уверенности, читал ли великий основатель рэгтайма Скотт Джоплин, родившийся в 1868 году, дневник Пушкина, но то, что именно Александр Сергеевич предсказал появление рэгтайма, а по сути всего американского джаза – бесспорно.

Танец

Современный американский танец появился в начале XX столетия. Айседора Дункан и Рут Сент-Денис положили основу двум направлениям в современном танцевальном искусстве США. Вы спросите, при чем здесь Пушкин? Обратимся к дневнику: «Веселые и беззаботные дети поют и пляшут на городских нью-йоркских улицах. Но если отказаться от балетной техники и найти способы выразить самые непосредственные и глубокие человеческие чувства в новых стилях?». Так появилась идея танца, которую во второй половине XX века развили Марс Каннингэм и Элвин Эйли.

Изобразительное искусство

Пушкин прибыл в Америку, что называется, ко времени. В 1780 году Джон Адамс, 2-й президент США, писал: «Я должен изучать политику и военное дело, чтобы мои сыновья обрели свободу изучать математику и философию, для того, чтобы дать своим детям право изучать живопись, поэзию, музыку, архитектуру, искусство ваяния, создания гобеленов и изготовления фарфора».

В 1824 году именно это поколение американцев – внуки Адамса – вступили в зрелую жизнь под заветом своего деда. И европейски образованный, мудрый Пушкин сразу же понравился нью-йоркской молодежи. Как раз в 20-е годы XIX века в Нью-Йорке сложилась Гудзонская школа пейзажной живописи. Освоение Запада принесло осознание гигантских просторов и девственной красоты континента. Пушкин встречается с Томасом Коулом (1801-1848), основателем школы. «Как научиться сочетать великолепную технику с романтикой американского пейзажа?» – поинтересовался Коул у Пушкина. «Ничего нет проще, – ответил великий поэт, – картины должны являть собой зрительные исследования света и красоты природы». От неожиданности и простоты этой мысли Томас Коул грохнулся в обморок. Говорят, его еле откачали.

Баскетбол

Здесь и так все понятно. Ай, да Пушкин!

Литература

Узнав, что в Нью-Йорке появился известный русский поэт, мать Генри Лонгфелло взяла 17-летнего отрока за руку и привела к Пушкину в гостиницу. «Увлекаетесь Востоком?» – прозорливо спросил русский поэт. «Да, сэр, – ответил Лонгфелло. – Создать бы масштабное полотно, на фольклоре индейцев, что-то типа индейской Эдды».
«Тогда назовите, допустим, “Песнь о Гайавате”, – продолжил мысль Пушкин и пожал руку американскому коллеге. Кстати, в те годы 13-летний Эдгар Аллан По маялся лирикой и только в последний день пребывания Пушкина решился показать поэту свои стихи. Пушкин в дневнике записал: «Я посоветовал Аллану По оставить на время поэзию и заняться прозой. Бог ему в помощь». По внял совету и начал писать рассказы, принесшие ему мировую известность.

Влияние Пушкина на американскую литературу огромно. Для полноты впечатления предлагаю краткий путеводитель по американской литературе. Он составлен как раз в свете сегодняшней нашей темы, хотя Пушкина мне не хватило, и я в сравнительный ряд ввел не только его супругу, но и Лермонтова с Фадеевым.

Уитмен – это Пушкин сегодня
Эмерсон
 – это Лермонтов наших дней
По
 – это Пушкин тех дней, Лермонтов наших
Купер
 – это Пушкин и Лермонтов сегодня
Лонгфелло
 – это Лермонтов вчера
Дикинсон Эмили
 – это Наталья Гончарова сегодня
Фицджеральд
 – это пол-Пушкина сегодня
Фолкнер
 – это Лермонтов позавчера
Стейнбек и Фрост - это за одного Пушкина сегодня
Хемингуэй
 – это за два небитых Лермонтова
Сэлинджер
 – это Наталья Гончарова вчера
Миллер
 – это Лермонтов сегодня
Доктороу
 – это Лермонтов сегодня
Беллоу
 – это Пушкин сегодня, а завтра Лермонтов
Набоков
 – это Пушкин всегда
Мейлер
 – это Фадеев сегодня
Азимов
 – это молодая гвардия вчера
Дос Пассос
 – это Пушкин наших дней
Керуак
 – это Пушкин и Лермонтов вчера
Гинзберг и Берроуз
 – это по пол-Лермонтова сегодня
Апдайк, Воннегут, Твен, О'Генри
 – это Пушкин
Элиот, Оден, Бирс
 – это Лермонтов вчера
Лондон
 – это Джек, как Питерсбург – это Пушкин
Вашингтон
 – это Ирвинг, как Лермонтов – вечно сегодня
Олби, Льюис, Драйзер, Бичер-Стоу
 – это Лермонтов
О'Нил, Нэш, Гришэм
 – это Пушкин
Том и Томас Вулф
 – это Пушкин сегодня
Хэлприн
 – это Наталья Гончарова всегда
Дениэл Стилл
 – это Наталья Гончарова сегодня
Стивен Кинг
 – это Лермонтов всегда
и Пушкин везде и во всем.

<<< предыдущая | следующая >>>

<<<назад




Имя: E-mail:
Сообщение:
Антиспам 4+6 =


Виртуальная тусовка для творческих людей: художников, артистов, писателей, ученых и для просто замечательных людей. Добро пожаловать!     


© Copyright 2007 - 2011 by Gennady Katsov.
Add this page to your favorites.